Сергей Бебчук: «Одаренность – это когда ребенок сам себе поднимает планку»
Разговор с директором школы, где главное в обучении – это интеллектуальный драйв
В конце мая не учим – доучиваем. Но школьная жизнь
идет полным ходом, и один ее аспект – предстоящее прощание с привычной
обстановкой – волнует не только выпускников.
Многие дети переходят на учебу в другую школу. Люди ищут лучших условий
для развития своих детей, поэтому в некоторые школы – конкурс, как,
например, в «Лигу Школ» № 1199. Это государственная школа для одаренных
детей, и мы беседуем с Сергеем Бебчуком, ее директором.
– Говорят, все
существующие критерии одаренности детей сомнительные, как определяете
одаренность вы?
– А не надо искать критерии. Главное – придумать множество
разных образовательных сред для раскрытия возможностей ребенка.
Предположим, какая-то школа углубленно занимается комнатными
декоративными растениями (представилась, допустим, такая возможность),
и нашлись ученики, готовые 24 часа в сутки применительно к этим
комнатным растениям заниматься физикой, математикой, химией, биологией
– естествознание легко ложится в этот аспект. Вот и все, отслоение
состоялось: эти дети сами отнесли себя к числу одаренных. Могут, хотят,
получается.
Важно, что не какие-то взрослые кто во что горазд определяют, какой это
ребенок, а сам ребенок критериально относит себя к тем, кто хочет жить
и учиться на базовом уровне, или к тем, кто хочет большего. Никакие
консилиумы не помогут. Другое дело, справится ли ребенок с задачей,
которую себе ставит? Может быть, высокая планка нанесет ему вред? Вот
это, наверное, стоит проверять взрослым, а в остальном – весь процесс
происходит без участия комиссий. Ребенок пришел в сильную школу
учиться, тянет, через пару лет он понимает, что хочет чего-то более
сложного. Видит, что есть другая школа, где сложнее. Перешел в нее,
смог там вытянуть программу – получилось. Правильно – это когда ребенок
сам себе поднимает планку. Предполагаю, что этих уровней должно быть
несколько. Планку перед ребенком никогда не надо опускать.
– А если
конкретно: вот к вам привели юного абитуриента. И?
– Желание создавать, выдумывать, мыслить – этого мы мимо себя
не пропускаем, потому что желание и есть главный инструмент творчества.
А если он сумеет хотя бы частично сдать наш экзамен – не шаблонный, не
такой, как в обычных школах, – то он, безусловно, наш. Но бывает,
настоящие сюрпризы от ребенка мы получаем уже после его поступления,
когда он начинает учиться.
В моем понимании одаренный ребенок – это, во-первых, тот, с которым
нам, взрослым и неплохо образованным людям, интересно и приятно
общаться, а во-вторых, которому вдруг удается чем-то нас удивить,
поразить. Такой неожиданный человек. И это довольно часто бывает, что
двенадцатилетний ребенок, придя к нам, вдруг говорит или создает такое,
о чем я не только в его возрасте, но и в свои сорок лет не додумался.
Когда таких удивленных взрослых оказывается человек пять, это позволяет
говорить не только о личной симпатии, но и об относительно объективной
оценке нашего абитуриента.
– То есть,
одаренность – это нестандартность. Личные амбиции, наверное, при таком
взгляде тоже важны?
– Не может быть одаренности без личной амбиции. Внешние
проявления не спрячешь. «Наш» ребенок хочет подниматься выше и любит
трудности. У нас на вступительном экзамене есть этап – интеллектуальная
игра. На ней сразу видно, получает ли человек удовольствие от
интеллектуального напряжения. Если не получает – какой смысл ему у нас
мучиться? Есть примеры, когда очень способные дети, дети образованных и
талантливых родителей в нашу школу не проходили – здесь свою роль
играет собственное желание или нежелание ребенка чего-то добиваться. То
есть только сам ребенок поднимает себя до одаренного – все происходит
честно, свободно, никакого ярлыка, надрыва. Можешь – поднимайся выше,
тяжело тебе – есть другие школы.
В целом эти компоненты – труд, талант, амбиции – могут быть взяты в
разных пропорциях. Но однозначно – одаренность никак не связана с
эрудицией, со знаниями. Это как раз вторично. Если каждому ребенку, не
только яркому от рождения, с самого раннего возраста предоставлять как
можно больше разных возможностей для саморазвития, он рано или поздно
одаренность свою обнаружит.
А то придумали: пусть каждый одаренный ребенок приготовит себе
портфолио. Я отвечаю на это: если подросток сумел по всем указанным
правилам подготовить портфолио, он не одаренный ребенок, а будущий
чиновник.
– Что правда,
то правда: сейчас в образовании сильный крен в сторону унификации, а
это не помогает развитию разнообразия – хоть школ, хоть детей. Ведь
даже оценка школы зависит от того, как администрация поддерживает
государственные реформы.
– В этом отношении я вообще не понимаю, как будет
осуществляться переход на новый стандарт. Этот стандарт предусматривает
невероятное количество свобод, эту свободу даруют людям, которые
никакой свободы никогда не видели. Непонятно, как они к ней отнесутся и
как будут ее использовать. Например, учитель разрабатывает авторскую
программу, а ее заворачивают: запрещаем, не утверждаем, не нужна. Хотя
ни в одном законе не прописаны подобные действия, а по новому стандарту
– ровно наоборот.
Как бы то ни было, но есть такая закономерность: если в школе к
учебному процессу относятся как к инструкции, «от сих до сих», – то там
скучно и учителям, и детям, школа считается плохой. А если удается
директору как-то противостоять всем этим проверкам, комиссиям,
отчетностям и вопреки внешней среде помочь учителям вести учебный
процесс живо, то эти школы становятся востребованными.
– Хорошо,
вернемся к началу. К ребенку, который нашел себя в какой-то сфере,
по-вашему, – одаренному. Не век же ему застревать на «комнатных
растениях»?
– Не знаю. Может быть, поменять деятельность. Может быть –
углубляться. Стать лучшим в мире знатоком комнатных растений, закончить
биофак, открыть школу для взрослых, павильон на ВДНХ оформить… Если ты
в детстве начал с высоких стартов, не пропадешь.
Беседовала Александра ЧКАНИКОВА