ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ
Омлет в эфире
Почему, когда мы смотрим современное телевидение, мы все время чувствуем себя не в своей тарелке
На каждом телеканале сегодня есть свое кулинарное шоу. Иногда
и не одно. Это надежный путь к высокому рейтингу и устойчивым доходам
от рекламы. Еда – не политика и не спорт. Она объединяет всех. Но
история жанра может рассказать и о другом: о том, как меняется
человеческое измерение телевидения.
Весь мир – кухня
Если сесть перед телевизором поздним утром выходного дня и
перелистать список каналов, то в какой-то момент покажется, что все
телевидение превратилось в одну сплошную кухню: везде готовят.
Приготовлением еды заняты профессиональные повара и
добровольцы-дилетанты, спортсмены и поп-звезды, политики и бизнесмены,
жена известного телеведущего, жена известного режиссера, знаменитый
адвокат… Дневной эфир субботы-воскресенья – традиционное время
кулинарных шоу. Впрочем, добравшаяся и до России «Адская кухня» выходит
и по будням, а специализированные кулинарные каналы вещают круглые
сутки в режиме нон-стоп.
И это не только на нашем ТВ. Весь мир не отрываясь смотрит на экраны,
записывает рецепты, выкладывает понравившиеся ролики в интернет. Повар,
исполняющий оперные арии во время приготовления пасты. Повар-фокусник,
достающий из пустой кастрюли готовый пудинг, как кролика – из цилиндра.
Повар-акробат, который строгает салат, вися на трапеции над столом вниз
головой. Жуткий парень с ухмылкой гангстера готовит новые блюда из
фастфудовских гамбургеров и пропахшей пережаренным маслом картошки-фри.
В какой момент мир перестает быть театром и превращается в кухню,
сказать сложно. Повара-джентльмены и повара-фрики, монстры и
диснеевские персонажи, мусульмане, христиане, иудеи, представители всех
наций, стран и возрастов – в общем, все население планеты во всем его
разнообразии оказывается задействовано в процессе.
Иногда от этого становится жутковато. Если мы представим себе
одномоментно тысячи телевизионных поваров и миллионы их зрителей, за
ними наблюдающих, может показаться, что еда – единственное человеческое
занятие, способное объединить все человечество общим интересом, а
кулинария – единственный универсальный язык, на котором готовы
объясняться все.
Понятно, что никакого мирового заговора с целью окончательного
погружения человечества в бездуховность и обжорство нет. Скорее
наоборот: в свое время на телевидении никто и не помышлял, что процесс
приготовления омлета в эфире может быть кому-то интересен.
«Мы же одни на кухне!»
На самом деле жанру кулинарного телешоу – полвека. В 1962 году
Джулию Чайлд, автора знаменитой кулинарной книги о французской кухне,
пригласили в книжную телепередачу «Что мы читаем». Но Чайлд вместо
увесистого тома принесла с собой сковородки, маленькую электрическую
плитку и две дюжины яиц. Что происходило дальше, можно посмотреть в
интернете. Фрагмент архивной записи телепередачи полувековой давности
зафиксировал чудо. Точнее – маленькую, но очень значимую революцию в
истории телевидения, тогда еще только начинавшейся. Немолодая
некрасивая женщина в красном платье жарит самый обыкновенный омлет,
потом очень ловко начинает его на сковородке подбрасывать, и омлет без
посторонней помощи сворачивается в рулетик, не крошится, не слипается,
остается только посыпать рулет зеленью – и вуаля! Французское блюдо
готово. Зрители в студии дружно зааплодировали, причем вовсе не по
сигналу режиссера. Позже телезрители засыпали канал письмами с
благодарностями и просьбами о повторении. Было решено отснять несколько
передач с участием Джулии Чайлд, а с 1963 года стало выходить ее
легендарное шоу «Французский повар».
И здесь важно понять, что же произошло, потому что случившееся имеет
отношение не столько к кулинарии, сколько к социальной психологии. На
экране появилась абсолютно «нетелегеничная» женщина – далеко не первой
молодости (в 1962-м Джулии Чайлд исполнилось пятьдесят, так что в этом
году отмечается ее столетие), баскетбольного роста (ее метр восемьдесят
девять в шестидесятых вовсе не входили в модельные стандарты красоты и
вообще в стандарты красоты не входили), с не особо приятным, почти
визгливым голосом… И зритель ее принял и полюбил. Готовить вместе с
Джулией Чайлд начала вся Америка. Несколько поколений выросли на ее
уроках кулинарного мастерства.
Чайлд проработала на телевидении до 2000 года. Изменялись только
названия проектов. Она умерла в 2004-м, не дожив пару дней до девяноста
двух лет, но до сих пор ее шоу тиражируются на DVD. Ее знаменитая кухня
целиком перенесена в Американский национальный музей естественной
истории. Ее роль в голливудской мелодраме «Джули и Джулия» сыграла
Мэрил Стрип. Наверное, это и есть настоящий шаг в бессмертие, когда
человек, которого многие помнят, обретает новое лицо – простоватая
внешность уступает место голливудской иконе. Боги и герои должны быть
прекрасны.
У народной любви всегда есть оборотная сторона. Сотни эстрадных
пародистов сделали себе карьеру, изображая Джулию Чайлд. А
передразнивать пожилую телезвезду было проще простого. Феминистки
объявили ее одним из главных своих врагов: считалось, что Джулия Чайлд
олицетворяет всех американских домохозяек, которым строгая
протестантская мораль оставляла только одно место для творческой
самореализации – кухню. При этом никто как-то не обращал внимания на
то, что жизнь самой Чайлд – скорее воплощение феминистской мечты о
равноправии. В своей реальной жизни Чайлд долгое время была Джеймсом
Бондом в юбке: во времена Второй мировой войны она служила в разведке,
вышла замуж за коллегу по службе – Пола Чайлда, который в послевоенные
годы стал дипломатом. Так Джулия оказалась во Франции в роли посольской
жены и домохозяйки. Впрочем, муж не требовал кормить его обедами. Он
был знатоком и ценителем хорошей кухни, в отличие от жены прекрасно
готовил сам, и чаще всего семья обедала в ресторанах. Так что и здесь
представить Джулию Чайлд жертвой патриархального гнета никак не
получается. На знаменитые кулинарные курсы «Гордон Блю» она пошла по
двум причинам: во-первых, ей очень понравились французские блюда,
во-вторых, она действительно не умела готовить. Любимая тема
сегодняшних биографов Чайлд – то, что ее едва не отчислили с курсов за
патологическую кулинарную бездарность. Так что для тридцатисемилетней
женщины, прошедшей войну и службу в секретном ведомстве, обучение
кухонным премудростям стало не унылой бытовой необходимостью, а делом
принципа, формой преодоления. Настырная американка готовить в конце
концов все же научилась и написала об этом ответственном спецзадании,
данном самой себе, свою знаменитую книгу.
Но все сложилось так, что в квартиру каждого американского телезрителя
пришел «свой человек» – компанейская шумоватая приятельница, не
красавица, не звезда, с которой просто и уютно. Чайлд и вела себя
по-свойски – могла облизать пальцы, уронить курицу на пол и подмигнуть:
«Мы же одни на кухне, никто не видел…»
«Звездные рецепты», или Как
попасть в телевизор
Обязательно стоит посмотреть в Сети старые ролики с Джулией
Чайлд, чтобы понять, какой путь прошло телевидение за эти пятьдесят
лет, как изменилась его антропология. Потому что речь у нас на самом
деле не о кулинарных шоу, а о совершенно различных моделях реальности.
Нескладная высокая тетка, по чистой случайности попавшая на ТВ, но при
этом человек живой, самодостаточный, человек, который сам себя
выстроил, – привычный персонаж наивного телевидения 60-х годов, которое
особенно не претендовало ни на что, кроме того, чтобы быть частью
реальной жизни, ее продолжением и отражением. «Фабрикой грез» все еще
оставался кинематограф. Мелкая черно-белая или блеклая цветная
телевизионная картинка не особенно годилась для преображения
реальности. Все стало меняться с середины 1980-х. Технологии стали
другими, и телевидение, особенно развлекательное, да и не только
развлекательное, поставило перед собой совсем иную задачу – создание
собственной реальности. Как часто случается, наше телевидение
воспроизвело мировую тенденцию в каких-то преувеличенно-искаженных
формах.
«Домомучительница» фрекен Бок и Карлсон из отечественного мультика 70-х
годов вслед за своими предшественниками из книжки Астрид Линдгрен
страстно мечтают «попасть в телевизор», то есть перешагнуть через
какую-то границу из этой реальности в другую, по ту сторону экрана.
Примерно так, как перешагнула в свою экранную жизнь Джулия Чайлд –
такая, какая есть, со своим собственным биографическим сюжетом, который
оказался связан именно с кулинарией.
Сегодняшнее отечественное телевидение создает свой собственный
иллюзорный мир с искусственными героями – так называемыми звездами. Эти
персонажи производят иное впечатление – они «в телевизоре» как будто
рождаются и существуют, за ними не ощущается «бэкграунд» реальной
жизни. То есть вроде бы они даже что-то поют или ведут какие-то
передачи, но это и есть та самая «заэкранная» жизнь. И уже там, в этом
параллельном мире, они переходят из проекта в проект, с канала на
канал. Они не только готовят еду, но и катаются на коньках, танцуют
бальные танцы, поют оперные партии, участвуют в спортивных состязаниях.
Они-то как раз очень «телегеничны» и хорошо смотрятся в кадре, а потому
многофункциональны – и со сковородкой справятся, и скрутят «тодес» на
льду. Каким образом эти выморочные личности все, как на подбор,
оказываются прекрасными кулинарами, талантливыми танцорами или
спортсменами – вопрос не обсуждающийся.
Их жизнеподобие гарантирует сам зритель. Наблюдая за «звездой», которая
в эфире готовит салат по «собственному» рецепту, он чувствует, что
между ним и «звездой» теперь может быть кое-что общее: вот что,
оказывается, едят эти небожители, теперь и я смогу есть эту «пищу
богов». То, что «звезда» с трудом может порезать луковицу и постоянно
забывает ингредиенты из только что выученного рецепта, проходит почти
незамеченным. Нет, ну, конечно, есть, наверное, среди приглашаемых на
кулинарные шоу знаменитостей и такие, кто правда умеет готовить, но
дела это не меняет. Не исправляют ситуацию и реалити-шоу вроде «Адской
кухни», где вроде бы на главных ролях не «звезды», а «люди с улицы», но
люди оказываются внутри искусственно срежиссированной ситуации, и все
страсти кулинарного соревнования тоже оказываются искусственными.
Поэтому вряд ли на нашем телевидении появится своя Джулия Чайлд. Часто
пишут, что если бы несравненная Елена Молоховец жила в наше время, то
вот она бы точно ею стала. Но именно в этом есть сомнения. Для того
чтобы стать «звездой», она была слишком личностью со всеми ее забавными
поучениями, советами на все случаи жизни и вообще – жизненными
воззрениями вечной выпускницы института благородных девиц. Не сложилось
же с телевидением и у Вильяма Похлёбкина, который до своей трагической
смерти вполне успел пожить в телевизионную эру. Блестящему историку уж
точно не пришлось бы готовить вниз головой или сопровождая процесс
собственным оперным пением...
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина «Сердце кухни». Если Вы владеете ресторанным бизнесом или просто любите готовить и хотите узнать что можно приготовить в пароконвектомате и других видах современного профессионального кухонного оборудования, то посетите сайт интернет-магазина «Сердце кухни», располагающийся по адресу www.SerdceKuhni.ru. Интернет-магазин «Сердце кухни» предлагает полный спектр услуг от покупки и сервисного обслуживания параконвектоматов, до консультации и обучения. Все предлагаемые товары соответствуют самым строгим стандартам качества и надежности.