Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2012
Третья тетрадь
Детный мир

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Чаплыгина Нина

На три поколения от Николеньки Иртеньева

Рефлексивность героя повести Льва Толстого оказалась чуждой современным старшеклассникам

«О чем задумался, тебе что, делать нечего?»

Так говорим, но, пренебрегая духовными потребностями ребенка, получаем бесчувственное создание, точно этого и хотим: в скупости душевной отыскать ключи от счастья.
Ведь очевидно: такие задаем условия – формируем такую структуру личности; другие – другую. Недавно доктор психологических наук Наталья Толстых представила прелюбопытнейшее межпоколенческое исследование о полноценном проживании подросткового возраста.
Поскольку традиционно примером для понимания кризиса подросткового возраста психологам служит образ Николеньки Иртенева, созданный Львом Толстым в трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в 50-е годы было проведено масштабное исследование советских подростков на предмет идентификации себя с героем. Надо было просто прочитать книгу и отметить фрагменты, которые понравились. Потом с детьми беседовали, и получались длинные протоколы. И выходило, что детям близко все: и уход в себя, и чувство своей исключительности, и противопоставление себя окружающим, и повышенная ранимость. Советские ребята тоже много думали о себе, с той лишь разницей, что их размышления не были самоцелью, а были связаны с собственным поведением. Думали для того, чтобы усовершенствоваться, улучшить отношения, добиться признания. Все то же самое, но в новой функции.
Подростки 80-х, получив то же самое задание, в большинстве уже не воспринимали Николеньку как свое отражение, да и о себе мало что могли рассказать. Выходило, что рефлексивность у детей 12–16 лет куда-то подевалась. А ведь появление рефлексивности, учит психология, – второе рождение личности. Но дети не выделяют себя из потока жизни и даже сопротивляются выделению.
Когда прошло еще 25 лет и исследование решили продолжить (наши дни), оказалось, что самое трудное теперь – уговорить детей прочитать, потому что «много букв». Ну а задача связать героя с собой им показалась крайне нелепой. Никто не идентифицирует себя с Николенькой, потому что: «Зачем думать о себе, мне что, заняться нечем?»
Факт: рефлексивность последовательно сходит на нет. Откуда взяться эмоциональной чуткости, совести, доверию?

«Доверять никому нельзя, всюду обманщики и мошенники»

Это еще один шаг к ослаблению морально-нравственной регуляции. Однако считается, что для достижения индивидуального успеха так думать правильно. Рыночная культура вроде бы и предполагает стандартизацию и редукцию духовной жизни.
Но пока мы выбиваем из детей человечность («как он жить-то будет, такой бесхитростный»), в мире все больше растет значимость моральной регуляции. Потому что без нее не работают ни законы, ни традиции. Опоры общества рушатся.
Между тем под конкурентоспособностью личности многие понимают именно готовность переступить морально-нравственные барьеры.
По данным исследования доктора психологических наук Ольги Дейнека, приоритетными качествами личной конкурентоспособности являются знания, целеустремленность, интуиция, здоровье. Защита законом и мораль занимают 11-е место. Это у взрослых. Опрос студентов показал, что мораль вообще не входит в представления о конкурентоспособном человеке. Более того, мораль воспринимается как помеха для эффективной конкуренции. Правда, у региональной молодежи ее рейтинг в конкуренции достоверно выше.

«Мы записали его на курсы лидеров»

Тоже шаг к отрыву. Хотя, что правда, то правда: согласно полученным данным, психологический и морально-нравственный климат в коллективе занимает последние места в рейтинге качеств конкурентоспособной организации. За что же все так взъелись на коллективизм? Да просто: коллектив объединяют общие этические ценности. Моральный консенсус – базис взаимного доверия. Все это лишние нагрузки, поэтому рейтинг социальных регуляторов в обществе выстраивается в пользу закона, а не этики отношений. Закон, конечно, хорошо, но мораль все-таки шире права.
Однако мы продолжаем спрашивать с детей высоких достижений, потому что верим: только напряжение всех способностей приведет к престижной работе, которая принесет высокий заработок. Смотреть вокруг, взаимодействовать с реальностью, с другими – не учим.
А моральные барьеры падают с той скоростью, с какой мы отучаем детей считаться с другими и с совестью. Вот что говорит исследование Ольги Дейнека: ради денег испытуемые взрослые (20%) допускают любые моральные девиации, коррупционное поведение в том числе. Отношение молодежи к взяткам еще терпимее, больше одной трети считают это нормальным явлением. Столько же готовы обмануть бизнес-партнера, если речь идет о выгоде.
Все-таки надо думать, куда и ради чего мы нацеливаем ребенка…

Рейтинг@Mail.ru