В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Детство как карьера
Увы, сегодня любая увлеченность ребенка часто воспринимается родителями как точка приложения силы: надо дожать до результата
Индивидуальные ресурсы работают, наращиваются, дают отдачу,
когда человек вступает в отношения с другими людьми. Социальный капитал
личности – это степень ее обращенности во внешний мир, способность с
ним взаимодействовать. Источник защиты, поддержки и коррекции мира
внутреннего. К сожалению, современная среда взросления ребенка
не способствует развитию таких важных социализирующих свойств личности,
как склонность обращаться за помощью, уровень доверия людям,
эмоциональный интеллект, ориентация на ценности самостоятельности. Тем
больше появляется исследований о том, что без социальной ориентировки
личность рискует быть разрушенной…
Порой человек думает и говорит одно, а в мимолетных суждениях
и проговорках выражает что-то глубинное, чего в себе не замечает.
Разговариваем, допустим, на детской площадке с одной мамой о том, как
сделать так, чтобы дети играли дружно, соглашаемся друг с другом,
вспоминаем сказку про репку, а она: «Вот-вот, это где мышка победила!»
– «Разве мышка?» – «Ну как же, ни у кого не получалось, а у нее
получилось. Она и оказалась лучшая!»
Трактовка удивительная. Недавние исследования ВЦИОМа называют детей,
рожденных в постперестроечное время, «достижительным поколением». Все
они сплошь карьеристы, одиночки, «целевики», настроенные на победу даже
в тех местах, где нет финального гонга и финишных ленточек. Им просто
не верится, что в некоторых сферах человеческой жизни «первых нет и
отстающих». Откуда берется такое восприятие мира?
Обвиняют и систему жесткого отбора, пустившую корни в образовательный
процесс даже на уровне детского сада, и обилие компьютерных игр, где в
конце заботливый художник уже нарисовал заветный кубок и разноцветные
салюты в честь победителя. Однако первые примеры прямолинейного
мышления ребенок получает в собственной семье.
Современные родители наблюдают за развитием своего ребенка в прямом
смысле с линейкой в руках. Разум подсказывает, что сама по себе линейка
ничего не значит, но вместо того чтобы отбросить ее и вооружиться более
тонким инструментом, мы начинаем вводить в систему взаимоотношений все
новые и новые линейки, чужие, совершенно посторонние. Естественно,
оказывается, что у кого-то ребенок быстрее научился собирать пирамидку,
раньше освоил буквы, меньше времени тратит на домашнее задание, – беда,
беда! А вот если наш в чем-то окажется «быстрее – выше – сильнее», то
родители ликуют: наконец-то появился легитимный повод гордиться своим
отпрыском.
Приходя домой из школы, наш ребенок отвечает раз за разом на два
вопроса: какую получил оценку и кто сегодня в классе был лучшим? Это
две точки родительской системы координат: где ты и где победа? Чтоб
было видно, куда надо метить.
И как тут не вспомнить рассказ Драгунского «Третье место в стиле
баттерфляй». Дениска с радостью сообщает отцу о том, что получил бронзу
в итоговом заплыве, отец очень оживляется, но как только выясняется,
что третье место заняли все восемнадцать человек, приплывшие после
первых двух победителей, папин интерес угасает, а вместе с этим
портится и настроение сына. Само по себе плавание, переживания ребенка
на соревнованиях ничего не значат. А вот победа – это да.
Поэтому любая детская увлеченность воспринимается родителями как точка
приложения силы: надо дожать до результата. Недожали – значит, крутимся
вхолостую. Такую роскошь себе позволять нельзя, поэтому раз уж мы тебя,
дорогой, отправили заниматься, ты, будь любезен, стань лауреатом хоть
чего-нибудь, вышиби себе призовое место, дожми уж, победи их всех
как-нибудь! Вырабатывается отношение к жизни как к полю боя, где нет
друзей и партнеров, все конкуренты и нужно вести постоянный бой – за
первое место, за кубок, за баллы… за все на свете.
Чувство товарищества не предусматривается, как и возможность
сотрудничества, поддержки, взаимопомощи. Привыкнув быть лидером гонок,
человек уже не может взять в толк, что еще можно делать с окружающими,
как не побеждать их. И вот он уже такой Лидер Лидерович в свои 14 лет,
что его посылают учиться за границу. Только там он серьезно
озадачивается: метод обучения преимущественно командный, а быть частью
чего-то он не привык: «Меня постоянно бесит, что в нашей команде есть
тормозящие, они выступают слабо, мешают нам быть лучшими. Я думал, что
виноваты преподаватели, которые неправильно сбалансировали группу. Но
мне объяснили, что задача у нас другая – не выиграть, не победить,
научиться и научить друг друга», – пишет сын моей знакомой из колледжа
в Австрии.
То есть западная культура уже проводит работу над ошибками. У них
победителями становятся не те, кто упрямо бежит к финишу, а те, кто
ведет себя как люди. Взять хотя бы мультфильмы для самых маленьких –
про паровозики из Чаггинтона или «Тачки». Если не знаете: молодой
гонщик, мечтавший выиграть заезд, проигрывает, потому что помогает
попавшему в аварию старому гонщику сохранить достоинство. Его поступок
оценен всеми болельщиками, и он получает большее признание, чем
выигравший кубок карьерист.
Что же делать нам, хронически отстающим? Уж точно не запихивать ребенка
в узкий целевой коридор. Пусть свободно побегает в разных направлениях.