Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2012
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

Он такой бесчувственный...

Не будем требовать от ребенка стандартных одобряемых реакций. Ведь глубина переживания не ими измеряется

Не будем ставить вопрос очень широко – должны ли дети разделять наши ценности и как их следует передавать? Начнем с простого, с неосознанного требования разделять наши переживания.
Недавно моя знакомая рассказала, что когда ей было 8 лет, мама повела ее в кино на только что вышедший фильм «Белый Бим черное ухо». Зал был захвачен эмоциями, а девочка твердила: «Мама, пойдем домой. Мама, пойдем домой». Мать, заливаясь слезами, шепотом отнекивалась, но в конце концов пришлось выйти. На улице она высказала свою досаду: «Что же ты у меня такая сухая, жестокая? Неужели тебе совсем не жалко Бима, как с ним обошлись, какой он верный?» Девочка молчала, сопела, а перед самым домом разревелась в голос. Истерика продолжалась до ночи, а наутро она сказала ровным голосом: «Мама, я плакала, потому что мне собаку жалко».

Глядя со стороны, каждый скажет: какой грубый воспитательный ход. Эта мама, все-таки выбившая слезу у ребенка, поразительным образом путает сентиментальность с глубоким переживанием. Однако в повседневной жизни упреки детей в бесчувственности распространены чрезвычайно.

«Мама переживает, а тебе все равно… Каждый день тебя образумливаем, а с тебя как с гуся вода».

Одна семья вернулась с похорон дедушки, четырнадцатилетний сын прошел в свою комнату, включил негромкую музыку. Но не тут-то было, вбежал отец: «Я, конечно, понимаю, что тебе наплевать на дедушкину смерть, знаю, что тебе закон не писан и ни до чьих чувств дела нет, но хотя бы во время траура мог бы музыку не включать? Законченный эгоист!»

Неразделенные чувства порождают обиду: какие они жестокие! Надо срочно что-то делать!
Но прежде чем бежать к психологу, вдумаемся: а должен ли, а может ли ребенок реагировать на стрессовую ситуацию так же, как взрослый?
Никому не придет в голову сокрушаться, что ребенку не подходит одежда взрослых: он же еще не дорос. Но ведь и внутренне он еще мал. Постепенно, почти незаметно развивается его эмоциональный опыт, формируется собственное отношение к страданию.
Чем требовать адекватности его чувств своим, лучше присмотреться, как он реагирует на печальные ситуации. Некоторые дети замыкаются и переживают все внутри. Некоторые пытаются отстраниться, убежать, защититься от сильного переживания. Известны случаи, когда после чтения «переживательной» книги ребенок в отчаянии рвет ее. И еще так спасается: рассказывает ту же историю, придумывая счастливый финал. Масса поводов для разного рода поддержки.
…А заставлять плакать, запрещать плакать, требовать взрослой реакции – путь в никуда. Собственно, та моя знакомая, с рассказа которой я начал колонку, обратилась ко мне как к специалисту по поводу серьезных нарушений в сфере общения.

Рейтинг@Mail.ru