Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

А.Г.Грецов
Понимать своего ребенка
СПб.: Питер, 2009

Нет, наверное, семьи, где не случалось бы ссор, обид, досадных размолвок между родителями и детьми, причем даже когда взрослые отличаются здравомыслием и полны добрых намерений. И они тоже, «действуя из наилучших побуждений, в силу элементарного незнания психологических закономерностей развития детей, недостаточного понимания специфики их мировосприятия в чем-то «промахиваются», совершают такие ошибки, которые сводят на нет все усилия, а подчас идут ребенку во вред». Итак, чтобы не повторять их ошибок, автор предлагает мамам и папам, у которых есть дети дошкольного возраста, посмотреть на мир глазами своего ребенка. И еще очень важно понимать, что с ним происходит в процессе взросления, чтобы создавать условия для развития потенциала каждого возрастного этапа, а не добиваться модного нынче раннего развития любой ценой.
Автор поясняет, какие всплески и кризисы сопровождают развитие, перечисляет сензитивные периоды.
Описание того, как видит и чувствует мир вокруг себя малыш, вообще похоже на рассказ о Гулливере. Например, автор предлагает вообразить, как бы мы чувствовали себя, если бы находились в полной зависимости от великанов шестимет­рового роста, которые носили бы нас на руках, кормили и одевали так, как считали бы нужным. Другие обыденные ситуации тоже раскрываются с неожиданных сторон: как ребенок воспринимает время, наказание, противоречия, выдумку и реальность.
О том, на что нужно обращать внимание родителям и педагогам, какие занятия наилучшим образом поддерживают развитие ребенка, можно узнать в главе «Взросление: потенциалы, проблемы и перспективы». В частности, довольно подробно автор останавливается на описании механизмов и законов детской игры.


Е.Н.Емельянова
Левшата в школе и дома
М.: Эксмо, 2010

Что знает о левшах человек, не специализирующийся в нейрофизиологии? Не так уж много. Бытующие мифы гласят, что левшей довольно много, что они нередко бывают талантливы, что их нельзя переучивать и что ведущее полушарие у них правое. Если же маленький левша становится членом семьи или учеником в вашем классе, окажется, что вопросов будет больше, чем ответов. Кое в чем может помочь книжка Емельяновой.
Уже с первой главы оказывается, что все не так, как мы думали. И ведущее полушарие не всегда правое, и левшество бывает смешанное и «чистое» (крайне редко, когда ведущие у человека – левое ухо, нога, глаз и рука). Между прочим, по частоте – именно в этом порядке. Среди смешанных левшей больше всего лево­ухих и меньше всего леворуких.
Учителя думают, что главные проблемы возникают с письмом «не той» рукой. Но восприятие материала тоже зависит от того, «в какое ухо влетело». Например, если в ведущее левое, то зачастую ребенок воспринимает только эмоциональный настрой, тональность учительской речи. А содержание – нет. Ведущий левый глаз передает мозгу информацию сначала о правой части страницы, и ребенок начинает читать задом наперед. Чтобы избегать такого рода ошибок и разочарований, можно протестировать ребенка по приведенной автором методике.
И если вам придется иметь дело с левшой, приготовьтесь к испытаниям. Автор считает, что образцовыми учениками их редко можно назвать – из-за неаккуратности, склонности рассказывать небылицы, медлительности, созерцательности. «Они очень разные, но их учебный потенциал велик... Другое дело, что взрослые не всегда могут этот потенциал развить». Если задаться такой целью, придется изучить главу «Трудности обучения левшей» и те разделы, где приводятся упражнения, которые помогут маленькому левше компенсировать недостаточно развитые функции за счет своих сильных сторон.

Рейтинг@Mail.ru