Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ПОИСКАХ СВОЕЙ МЕТОДИКИ


Куценко Елена

Как рождаются «малые педагогические открытия», или о пользе скучных лекций

Когда ситуация самоограничения становится плодотворной для профессионального самосовершенствования

Просматривая педагогическую литературу, слушая доклады на конференциях и курсах повышения квалификации, участвуя в семинарах, учителя с наибольшим интересом отмечают для себя свежие методические приемы, содержательные задания, новые подходы, которые позволяют оживить привычную практику. Иногда при встрече с особенно привлекательной и простой идеей даже досада берет: как же я сама не додумалась...

В роли потенциального двоечника

Как известно, все полезные вещи рождаются из чего-то неудобного – как пишущая машинка из-за плохого почерка. Поэтому даже забавно бывает, например, сидя на скучной лекции, воспринимать ее не как бессмысленную потерю времени, а как урок, из которого можно извлечь что-нибудь ценное. Например, увидеть в новом ракурсе давно освоенные приемы и методы.
Так произошло со мной на одном из семинаров, где лектор долго и подробно комментировал обширную и старательно сделанную презентацию. Когда дело дошло до многочисленных фотографий – «А это мы... А тут у нас...» – аудитория совсем сникла. Каждый, кто попадал в подобную ситуацию, знает, что это напоминает рассматривание чужого семейного альбома: у хозяев масса положительных эмоций и воспоминаний, а гость отчаянно скучает. Положение усугублялось тем, что у меня разрядился телефон – ни эсэмэску отправить, ни даже поиграть. Что ж, когда тебя загоняют в угол, приходит время могучих интеллектуальных усилий. И я стала набрасывать заметки к этой статье.
Итак, презентация. Бесспорно полезный инструмент, но только как иллюстрация, дополнение к тому, что говорится в докладе. Учителя в большинстве случаев занимаются тем, что преподносят информацию. Оказавшись же «по другую сторону» кафедры, отчетливо понимаешь все ограничения и отрицательные стороны этого инструмента. Он провоцирует сильный соблазн, и так свойственный учительской практике, – поставить галочку, мол, материал я дала. Действительно, на экране проектора, сменяя друг друга, появлялись и исчезали огромные перечни, классификации, перечисления. Прочитывать все это и слушать докладчика просто невозможно. Даже испытывая сильное желание. То есть имеем классическую ситуацию провального урока: материал «дан», но мною, потенциальным двоечником, «не взят».
И что с этим делать? Отказаться от такого ценного завоевания цивилизации? Во-первых, можно изучить многочисленные советы по составлению презентаций, чтоб она стала наконец не модным аксессуаром, что было простительно поначалу, а рабочим элементом. А во-вторых – мой революционный пыл разыгрался не на шутку, – да, может, и отказаться. Ведь только лишившись чего-то, понимаешь, зачем тебе это что-то было нужно.
Вот, кстати, отказавшийся работать мобильник заставил меня, договариваясь с подругой о встрече, тщательно спланировать день, сориентироваться по карте (дело происходило в другом городе), старательно оговорить место, время, запасные варианты: с полвторого до двух, если потеряемся, я стою на месте, ты меня ищешь. Между прочим, умение просчитывать возможные последствия, планировать, строить прогнозы, координировать действия – это изрядная часть проектных компетенций.
Получается, постоянная возможность телефонной связи атрофирует у нас все эти навыки. За возможность быстро обмениваться информацией мы, конечно, платим – и речь, безусловно, не о деньгах. Отказываться от мобильных телефонов глупо, но надо хотя бы понимать, что при их использовании становится невостребованным, и если мы ценим эти качества, создавать другое пространство для их развития.

«Да и нет не говорите»

Видимо, похожая картина и с презентацией. Вообразим, что все картинки и схемы нам придется рисовать на плакатах, а музыку или другие аудиоматериалы – подбирать и включать на допотопном проигрывателе. «Загнав себя в угол» по собственному желанию, поневоле оставишь только то, что действительно важно для раскрытия темы, создания эмоционального фона, поддержания интереса... А теперь все тщательно отобранное можно спокойно включить в презентацию. Вот это и окажется необходимым сопровождением, а все избыточное, будем надеяться, уйдет.
Выступление лектора все не кончалось, и я стала размышлять дальше, вспомнила, что у человека, лишенного какой-то важной функции или возможности, начинают работать компенсаторные механизмы. Например, у слабовидящих развивается превосходная слуховая память, обостряется слух и тактильная чувствительность. А что, если временные сознательные ограничения своих возможностей сделать частью профессионального совершенствования (кстати, я уже начала: мое ограничение свободы натолкнуло на размышления)?
Что, если при проведении урока отказаться от... тут моя фантазия скромно потупилась и присмирела. В самом деле, от чего можно отказаться? Ведь все так необходимо и привычно. Но не будем себя ни в чем ограничивать – эксперимент-то мысленный – и лишим учителя голоса. Между прочим, это хоть и редкая, но вполне реалистичная ситуация. Кому не приходилось вести урок, когда голос пропал и ты в лучшем случае сипишь как простуженная ворона? Сразу откуда-то всплывает выразительная мимика, умение объясняться жестами, даже нарушителей дисциплины приходится усмирять не окриком, а укоризненным взглядом или похлопыванием по плечу. Кстати, и шумят в такие дни в классе гораздо меньше. Почему-то.
А ведь можно представить ребятам это как игру, не злоупотребляя, не чаще одного раза в месяц. Детям непременно понравится, недаром многие игры строятся на этом принципе: начиная с жмурок и до «черное и белое не называйте, да и нет не говорите». Кстати, это еще один аргумент «за» в моих рассуждениях, ибо детские игры очень функциональны, просто так не возникают и не воспроизводятся во многих поколениях. А взрослый, проводя подобный урок, может понаблюдать за собой: какие средства общения он будет вынужденно использовать в ситуации такого ограничения.
Да и у ребят можно потом спросить, какие элементы урока помимо игрового настроя они оценили, и оставить это в повседневной практике, когда великий немой обретет голос. Возможно, кого-то из детей увлечет этот эксперимент, и они попробуют сами провести день без... (зеркала, пользования транспортом и, страшно сказать, мобильника или компьютера). Но только по собственному выбору! А может, переживания, связанные с этим ограничением, подействуют гораздо больше всех наших причитаний о компьютерной зависимости. Но это только в том случае, если точно и бережно поработать с результатами.
Наверняка можно обойтись и без доски или провести урок, на котором учитель не задаст ни одного вопроса. Это будет настоящим подвигом, зато какой опыт самоконтроля. Кстати, очень уместно будет поделиться потом с учениками своими ощущениями.

Я бы придумала еще что-нибудь, но презентация наконец закончилась, и нас выпустили на свободу. Думаю, те, кому «повезет» оказаться в схожей ситуации, легко продолжат список идей.


Комментарий психолога

Я продолжу игру, начатую автором, и попытаюсь выразить свое отношение  к наложению определенных  ограничений как профессиональному приему.

Например, «специализированные термины не употреблять». Как профессия учителя имеет свои шаблоны деятельности, так и научная стезя предполагает наличие длинных наукообразных текстов, очень правильных по сути и абсолютно непонятных для восприятия неспециалиста.
Так же и урок – это встреча, диалог специалиста (учитель) и неспециалиста (ученик). От того, на что делается акцент, уроки становятся скучными или нескучными. Если учитель упражняется в способах подгонки «неправильных» учеников под «правильную» информацию, его действия могут быть весьма эффективными в плане подготовки к независимому тестированию, «натаскивания» для написания контрольных, либо для персональной галочки – материал дан, программа выполнена. Формально – никаких претензий. Неформально… У всех есть опыт не только «правильных» уроков, но и «правильных» докладов на конференциях и семинарах; «правильных» выступлений коллег и администрации на педагогических совещаниях, «правильных» выступлений политиков, «правильных»… Почему же при таком обилии правильности наша жизнь остается столь неправильной?
Может, рискнем пойти по иному пути и попробуем сфокусировать свое учительское внимание на реальных учениках с их заинтересованностью – восприятием – активностью и уже отталкиваясь от этого будем подбирать методы, способы, формы подачи необходимой по программе информации. Дозируя и корректируя ее по ходу – специалисту намного проще выделить более важное и значимое, если «протолкнуть» все целиком удается.
Конечно, этот путь более сложный по нагрузке, более рискованный по последствиям, менее прогнозируемый и абсолютно не подлежит «правильной алгоритмизации». Но я уверена: это единственный способ сделать уроки интересными. Единственный способ выйти в реальный диалог специалиста и неспециалиста, а не просто имитировать его «правильными педагогическими приемами».
Проводя уроки психологии со школьниками, я иногда предлагаю им игру. Мы выходим в школьный коридор, устраиваем там «полосу препятствий» из вынесенных стульев, рюкзаков и прочей утвари классной комнаты, легко поддающейся сборке-разборке. В начале и конце имитированной «полосы препятствий» и в наиболее сложных ее местах стоят наблюдатели. Все остальные ученики пытаются по очереди пройти импровизированный маршрут с закрытыми глазами. В усложненной форме – с закрытыми глазами и задом наперед. В самой сложной вносится компонент времени – чем быстрее, тем лучше. Или дистанция охватывает лестничные пролеты – в этом случае безопасность участников обеспечивается наблюдателями на каждом повороте лестницы.
Помимо бурных эмоций, которые обычно поднимаются во время этого упражнения, ключевым итогом предложенной игры становится разрыв привычных шаблонов и стереотипов. Чтобы преодолеть страхи, чтобы не быть игрушкой в чужой игре, чтобы быть творческими, спонтанными и в итоге эффективными – для всего этого мало быть «правильными». Отказ от привычных шаблонов и стереотипов – порой единственный способ решить нерешаемую ситуацию. Возможно, вечная тема скучных уроков и незамотивированных к обучению учеников имеет свой ключик. Главное – преодолеть полосу препятствий из привычных шаблонов и стереотипов.

Елена МЕРЗЛЯКОВА, кандидат психологических наук,  Институт педагогического образования  и образования взрослых НАПН Украины г. Киев

Рейтинг@Mail.ru