Педагоги сомневаются в родителях. родители – в педагогах
Сумеет ли современная школа преодолеть кризис доверия?
Экзамен, о котором так много говорилось, неотвратимо
наступает. В напряжении все, особенно учителя и родители: много
сделано, а что выйдет? Интригу не снимает даже предсказуемость заданий
ЕГЭ: дети есть дети. А ставки у экзамена очень высокие. Результат – как
предсказание судьбы. Для учителя в том числе, ведь деньги ему теперь
платят в обмен на результат. А уж какими путями он добивается
результата – его личное дело. Вот о путях и поговорим…
Схемы достижения результата
могут быть разные
«Нас всех учили быть умными и добрыми, – пишет учитель. – Но
ведь нас совершенно не учили элементарному: поддерживать умных и
добрых. В нас нет этих навыков. А «культ лучших» застит все, и всем
хочется в лучшие, а не в группы поддержки».
Золотые слова педагога: как бы не пропустить свою миссию в эпоху
соблазнов и искушений. Потому что нехитрая формула современной
образовательной политики «деньги в обмен на результат» повлияла и на
психологию учителя: раз услуга, то пожалуйста:
«Учитель, который ведет у детей, допустим, математику, –
причем классы поделены на подгруппы, дополнительно он получает деньги
за подготовку к ЕГЭ и занимается этой подготовкой, а в довершение ко
всему репетиторствует с некоторыми учениками за родительские деньги, –
не видит в этом ничего зазорного», – читаем в учительском блоге.
Схема самая грубая. Сначала доказываем родителям необходимость
дополнительных, потом ведем их. Работаем на результат. Но и на свой
карман тоже. Как вариант – советуем брать платные уроки у своего
коллеги, а коллега действует симметрично. В учительском сообществе эта
схема не одобряется, хотя все комментарии к приведенной записи содержат
не юридический, а этический постулат: так нельзя, ведь это видят дети,
что они о нас думают?
Схема самая распространенная – дать детям понять, что они «не
сдадут», «не напишут», «не решат». Например, задавая на дом
сверхсложные или очень объемные домашние задания, мы прямым ходом
отправляем их к репетитору, он-то и обеспечит нам результат.
Отсюда до нормальной схемы – учить грамотно и профессионально
в пределах отведенного времени – существует много промежуточных.
Железно требовать. Бесконечно тренировать. Давить морально. Благо схемы
достижений результатов никого сегодня не интересуют.
Кроме самих учителей, конечно. И они пишут: «Учитель заметно
воспитывает, когда строит отношения с детьми на прагматических основах,
тем более если таких учителей несколько и если такому порядку
попустительствует администрация».
Элементарное выживание?
Как будто специально задумано: заставить учителя отвечать за
результаты детей зарплатой, и педагогика сама собой прекратится, жизнь
из школы уйдет. По крайней мере та ее сила, которую называют
«воспитание через образование», процесс очеловечивания знания и
развития личности ребенка через познание. Уроками больше не
воспитывают, тут дрессура; воспитывать ведут на мероприятия, на
специальные уроки по программе, на худой конец, к психологу или
директору. И вот у нас ни воспитания не стало, ни образования. «Школа
ничего не дает», – любимая тема разговоров родителей на школьном
крыльце. А что ждет на стороне их и детей?
По данным исследования рынка репетиторских услуг в России, проведенного
компанией inFOLIO Research Group, на сегодняшний день репетиторством
занимаются 32% учителей средних школ (по данным экспертного сообщества
– до 48%). Если учитывать репетиторов–преподавателей СПО и вузов, объем
рынка – до 50 млрд рублей. Что касается конкретно подготовки школьников
к ЕГЭ, то в 2011 г. объем рынка составил 8,4 млрд руб. (по экспертным
оценкам, он превышает 15 млрд руб.).
Страшно сказать, ведь годовой бюджет приличного немецкого университета
всего 700 млн евро. А школы в российском северном регионе, кстати, – 42
млн рублей.
Однако рост цен на репетиторские услуги продолжается, он составил по
России 11,7%, хотя 21% потребителей считает качество оказанных им
репетиторских услуг чрезвычайно низким, еще 46% – недостаточным.
«Несмотря на то, что этот рынок вступил в период относительной
зрелости, просматривается тенденция роста предложения со стороны
неквалифицированных репетиторов, особенно в сегменте “иностранные
языки”».
В общем, рынок темный, непрозрачный, но разве бы он рос, не будь спроса
родителей, сильно сомневающихся в возможностях школьного учителя?
Чтобы не разочаровывать
своих учеников
А учителя сомневаются в родителях. Кризис доверия налицо.
Пишет учительница английского в детском саду: «Учебник мы сделали с
отрывными страничками. Он лежит в группе, а на дом выдаются странички в
папочке, уже отработанные. Уже проверено: если дать родителям учебник в
руки, они впихнут его ребенку весь сразу, еще до начала занятий. Чтобы
он был лучшим в группе».
Эту предосторожность можно назвать тщетной, потому что взрослых не
остановишь, они делают ставки на детей, как на лошадей, и корм должен
быть «в коня». Но можно и не называть. Потому что хоть какой-то
островок спасения педагог обеспечить ребенку в состоянии. Пространство,
где не гонят, не жмут, не пришпоривают ежечасно. А главное – учат
грамотно. И это совсем другая забота. Забота совершенно о другом
результате.
Да, она непопулярная. Да, учителей теребят со всех сторон, а
человечного учителя могут не признавать. Но не факт, что надо
присоединяться. Миссия – есть. Внутреннее знание о ней – есть. В конце
концов, сегодня людей не жгут на кострах за идеи и не сажают за
несовпадение с генеральной линией.