Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2012
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Чаплыгина Нина

Тысяча и одна задача про новую школу

Фрагменты стенографического отчета о совещании по вопросам школьного образования, которое Дмитрий Медведев провел с представителями профессионального сообщества

CМИ уже рассказали о пожеланиях ушедшего президента, высказанных на встрече в С.-Петербурге по вопросам ШО: здоровые педагогические коллективы, сильные директора, выборность  директоров… С другой стороны, Дмитрий Медведев внимательно выслушал экспертные мнения тех, кто причастен к школьному образованию. Высказанные суждения показательны. Во-первых, формула «сколько выступающих, столько и мнений» больше не работает. Но ни консолидации, ни даже основы для нее пока нет. Во-вторых, проблемы школьной жизни настолько больные, что требуют уже не «новых подходов», тем более – посторонних для педагогики, а прежде всего инвентаризации наличных ресурсов. Охотников же на кропотливую работу пока не видно. Так что судите сами…

Свободный директор в зарегулированной системе?

…Я бы хотел, чтобы была возможность придумывать те или иные рецепты применительно к той или иной ситуации, сложившейся на уровне конкретной школы. Мне кажется, какие-то указания полезны в том или ином частном случае, а какие-то нет. Концепция школы не должна быть очень жесткой. Понимаете, там сказано, например, что учителя должны обновляться на 5% в год, а обновляется один. А почему 5%? Откуда взяли? И вот так практически по каждому пункту. И я бы хотел, чтобы всеобщность и универсальность были несколько убавлены (Максим Пратусевич, директор Физико-математического лицея № 239, кандидат физико-математических наук).

…В России 20% школ отнесли к категории слабых, это примерно 10 000 школ. Я думаю, надо применить к сильным школам такой принцип: свободу в обмен на результаты. Мы даем результат, а вы нас проверяйте поменьше. Чтобы учредитель мог сконцентрировать ресурсы на помощи слабым школам, все объять невозможно (Ефим Рачевский, директор центра образования «Царицыно» № 548, член Общественной палаты РФ).

…Мы сейчас находимся в уникальной ситуации. Возможность реструктуризации и реформы в образовании ограничивается не деньгами, не зданиями, ограничивается наличием адекватных команд менеджеров. Проблема директора сейчас ключевая в образовании (Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ).


Так вам креатива надо или критериев?

…Нам кажется, что в новом стандарте школьного образования необходимо исправить несколько вещей. Первое – это недостаток креативных предметов: у нас в 2–3 раза меньше доля креативных предметов, начиная просто от лепки в 1–2 классах до каких-то технологий в средних классах. Вот когда ребенок к чему-то тянется, мы можем ему предоставить место для творчества, а не для повторения. Второе – это отсутствие коллективных проектов и проектной деятельности школьников вообще, это отсутствие глубоких профилей в старшей школе и это недостаток социальных компетенций, основ социологии, экономики и права, это слабое знание иностранных языков. Две последние проблемы – недостаток социальных компетенций и слабое знание иностранных языков – причина того, что нам не хватает времени в бакалавриате на нормальное профессиональное обучение, мы компенсируем фактически нехватку социальных компетенций, нехватку нормального иностранного языка в высшей школе (Ярослав Кузьминов).

…К большому удивлению, у нас некоторые предметы не заканчиваются вообще ничем. У нас ребенок в течение школьного курса 498 часов тратит на музыку, а результаты по музыке никто даже вербализировать не может, чему должен научиться ребенок, и результаты бывают разные. Мы должны четко сказать по каждому предмету, какую цель мы ставим, и вот это отведенное время мы должны наполнить смыслом для ребенка, для его будущей жизни (Ольга Голодец, вице-мэр Москвы).


Кризис школьного воспитания

…Чувствительность населения к школьному образованию огромная. Уровень дискуссий по школьному образованию показывает зрелость общества, готовность общества, абсолютную разумность родителей, педагогов и даже детей к этой реформе (Ольга Голодец).

…Деградация воспитательного компонента связана с тем, что утрачена идеология. Сейчас вакуум, предпринята попытка ввести определенный предмет. Но его потенциал подрубается острейшим кадровым дефицитом. А это очень деликатный предмет. Он требует и убежденности, и высокого культурного, нравственного и профессионального уровня того, кто его преподает. Единственная возможность – развитие теологических кафедр, которые могут готовить преподавателей-теологов в рамках государственного стандарта. Но сейчас на всю страну – несколько сотен студентов ежегодно.
Дополнительное образование потеряло свои позиции, оно передано на муниципальный уровень. Сейчас кружки и прочие дополнительные занятия посещают 25% детей. Серьезный урон в кадрах и в материально-техническом обеспечении. В советское время все это было сильнее, за счет государства. Внеурочная работа – это отмена обязательной субботы и ведение дополнительного образования за государственный счет. Секции, студии, клубы, даже подтягивание знаний по предметам.
Но самая мощная воспитательная мера из возможных – это наличие квалифицированного, мотивированного и нравственного педагога в школах. Человека уважаемого, который воспитывает своим примером (Евгений Юрьев, советник президента по социальным вопросам).

В поисках учителя хорошего и очень хорошего

…Студенты педвуза не идут в школу – это следствие общей ситуации и видения перспектив выпускниками. Зарплата – это хорошо, но в школе огромное количество маразма, который с каждым годом все прибывает и прибывает. Вот мы говорим про техническое переоснащение школ, но это не избавляет учителя от всего того, что у него было раньше. Я как практикующий учитель говорю, что подготовить урок с применением IT занимает гораздо больше времени, чем подготовить его с мелом и доской. Если мы хотим на учителя повесить эту нагрузку, мы должны убрать что-то другое (Максим Пратусевич).

…От приукрашивания надо перейти к реструктуризации педагогического образования, однако сейчас это делается механистически. Повышение квалификации учителей требует какой-то новой структуры. По отраслевому принципу это проще поручить педагоги ческим вузам (Валерий Соломин, ректор Герценовского университета).

…Все-таки в подготовке учителя есть методическая сторона и есть профессиональная. Мне кажется, что повышение квалификации второй стороны, профессиональной, лучше бы проводить в вузах классического плана. Повышение квалификации на стоящем физическом факультете позволит учителю понимать современную физику и использовать ту методику, которая у него имеется (Николай Кропачев, ректор СПбГУ).

…К нам приезжают коллеги из других школ, идет обмен, он очень актуален, а мы не имеем возможности деньги получать за это. Один из идиотизмов нашей системы (Ефим Рачевский).

…Программе модернизации педагогического образования два года, но пока не видно, чтобы что-то работало. Нужны более определенные шаги, связанные с переоценкой состояния педагогического образования (Исак Фрумин, научный руководитель ИРО НИУ ВШЭ).


Элитарность или эгалитарность?

…Разрыв между плохими и хорошими школами не только в качестве подготовки, но и в нравственном качестве учеников, он стремительно увеличивается. Разделение пагубно. Конечно, когда одинаковые дети сидят в группе, учить легче. А когда они разные, надо сильнее выкладываться. Но, пожалуйста, делайте это. Это помогает вам быть в форме, это помогает им [ученикам] расти (Николай Кропачев).

…Из высокой и даже высочайшей общественной ценности образование с годами все больше и больше становится услугой. Конечно, это правильно с точки зрения экономики, управления. Услугу можно замерять, исчислять и пользоваться данными. Но с точки зрения результативности это очень большая потеря. Из высочайшей значимой общественной фигуры учитель может превращаться и превращается по факту в предоставителя услуги и сам в силу этого начинает терять ответственность за конечные (воспитательные) результаты своей работы (Евгений Юрьев).

Рейтинг@Mail.ru