Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2012
Первая тетрадь
Политика образования

Соловейчик Артем

Виктору Федоровичу Шаталову — 85 лет!

Недавно на одной из встреч учителя спросили меня, почему на центральных каналах нет передач о педагогике, об учителях, о школе.
Я не знал, что ответить. Разве что общепринятое: если таких передач нет, значит, они не востребованы зрителем. Наступила пауза. Ответ не появился. Мы сменили тему.
Но ведь были они – другие времена! Многие помнят, как замирала страна у экранов телевизоров во время знаменитых Останкинских встреч. Шаталов, Лысенкова, Ильин, Амонашвили… Всем было интересно. Всем было важно, необходимо услышать педагогов, которые говорили о… О чем же они говорили, что это волновало всех?
О том, что знают, как выучить, воспитать всех детей без отбора, не ущемляя их достоинства, сохраняя им детство, охраняя их веру в себя, как научить каждого ребенка тяжелому труду учебы, без которого не бывает настоящего роста личности. И говорили не вообще, а про свой опыт, про выстраданные жизнью методики, про понимания, которые рождались в сотрудничестве с детьми.
Так что же произошло с тех пор?
Зритель потерял веру в педагогику как самостоятельную силу? Она ему не интересна? Или нас оставила вера в настоящую педагогику?
Действительно, другие времена, другая страна…
А тогда, более двадцати лет назад, вышел на сцену – на экраны всей страны – педагог-новатор, педагог- экспериментатор Виктор Федорович Шаталов, и мы услышали:

– Я придумал систему, при которой ученикам хочется трудиться, хочется напрягать мысль. Систему, при которой каждый ученик в классе хочет работать!

И говорил он дальше о прописных, казалось бы, но самых важных педагогических истинах: что понимание лучше зубрежки, что у каждого действия ученика должен быть видимый ему результат, что из-за нехватки времени на уроке мы обрекаем ребенка на незавидную роль статиста в классе, что у каждого ученика свой темп продвижения, что это фактически невыполнимая задача – осваивать частности, не видя целого, что успех лучше неуспеха…
И Шаталов рассказывал, как одну за другой решал эти педагогические задачи.
Это был захватывающий рассказ учителя о том, как он последовательно атаковал одну неразрешимую педагогическую проблему за другой, но не за счет детей – да, они все разные и, да, в уроке только 45 минут, – а придумывая один прием за другим, один методический ход за другим, пока ученический труд не станет потребностью всех учеников в классе.
И вот про это было интересно слушать, это интересно было смотреть, про это интересно было думать.
А значит, можно надеяться: когда педагогика вновь обретет свою самостоятельность, нас снова станут показывать по телевизору.
С днем рождения Вас, Виктор Федорович!

Рейтинг@Mail.ru