Виктору Федоровичу Шаталову — 85 лет!
Недавно на одной из встреч учителя спросили меня, почему на
центральных каналах нет передач о педагогике, об учителях, о школе.
Я не знал, что ответить. Разве что общепринятое: если таких передач
нет, значит, они не востребованы зрителем. Наступила пауза. Ответ не
появился. Мы сменили тему.
Но ведь были они – другие времена! Многие помнят, как замирала страна у
экранов телевизоров во время знаменитых Останкинских встреч. Шаталов,
Лысенкова, Ильин, Амонашвили… Всем было интересно. Всем было важно,
необходимо услышать педагогов, которые говорили о… О чем же они
говорили, что это волновало всех?
О том, что знают, как выучить, воспитать всех детей без отбора, не
ущемляя их достоинства, сохраняя им детство, охраняя их веру в себя,
как научить каждого ребенка тяжелому труду учебы, без которого не
бывает настоящего роста личности. И говорили не вообще, а про свой
опыт, про выстраданные жизнью методики, про понимания, которые
рождались в сотрудничестве с детьми.
Так что же произошло с тех пор?
Зритель потерял веру в педагогику как самостоятельную силу? Она ему не
интересна? Или нас оставила вера в настоящую педагогику?
Действительно, другие времена, другая страна…
А тогда, более двадцати лет назад, вышел на сцену – на экраны всей
страны – педагог-новатор, педагог- экспериментатор Виктор Федорович
Шаталов, и мы услышали:
– Я придумал систему, при которой ученикам хочется трудиться,
хочется напрягать мысль. Систему, при которой каждый ученик в классе
хочет работать!
И говорил он дальше о прописных, казалось бы, но самых важных
педагогических истинах: что понимание лучше зубрежки, что у каждого
действия ученика должен быть видимый ему результат, что из-за нехватки
времени на уроке мы обрекаем ребенка на незавидную роль статиста в
классе, что у каждого ученика свой темп продвижения, что это фактически
невыполнимая задача – осваивать частности, не видя целого, что успех
лучше неуспеха…
И Шаталов рассказывал, как одну за другой решал эти педагогические
задачи.
Это был захватывающий рассказ учителя о том, как он последовательно
атаковал одну неразрешимую педагогическую проблему за другой, но не за
счет детей – да, они все разные и, да, в уроке только 45 минут, – а
придумывая один прием за другим, один методический ход за другим, пока
ученический труд не станет потребностью всех учеников в классе.
И вот про это было интересно слушать, это интересно было смотреть, про
это интересно было думать.
А значит, можно надеяться: когда педагогика вновь обретет свою
самостоятельность, нас снова станут показывать по телевизору.
С днем рождения Вас, Виктор Федорович!