Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2012
Третья тетрадь
Детный мир

ПЕДАГОГИКА ДОВЕРИЯ


Олейников Алексей

Мир понарошку не спасают!

События могут быть большими или малыми, но чувства, если они настоящие, всегда равны друг другу. И это важнейший ресурс педагогики

Где, в каком учебном плане отыскать место предмету «обретение смыслов жизни»? Как втиснуть в сетку уроков «спасение мира»? Можно ли задавать детям такую высокую планку, как решение мировых проблем?  Бывает, что можно. Если учитель рискнет признаться себе и детям, что не обладает монополией на знание. Если не побоится встать с ними на один уровень и попытается пройти одним путем познания, ошибаясь и находя верное решение. Джон Хантер, учитель, музыкант, гейм-дизайнер, решился на такой педагогический риск. С 1978 года он работает с одаренными детьми и создал для них развивающую игру «За мир во всем мире». Удивительную игру, в которую сегодня играют тысячи детей в разных уголках нашей планеты. 

В поисках пространства свободного действия

Я попал в школу в 1978 году. Тогда я как раз вернулся из Индии после очередных духовных поисков и по просьбе родителей все же получил диплом. Это был курс экспериментальной педагогики – слово «экспериментальный» меня пленило, как вы понимаете. Так что я, новоиспеченный педагог, пришел на собеседование в среднюю школу в Ричмонде, штат Вирджиния. Наверное, у них была катастрофическая нехватка учителей, потому что школьный инспектор предложила мне учить одаренных детей.
Это меня так выбило из колеи, что я встал и сказал: «Да, спасибо. Но что я теперь должен делать?»
Тогда ведь не было ни пособий, ни материалов, ни методик, ни стандартов, как учить одаренных детей. Это было совсем новым делом. И ее ответ не просто меня поразил. Он задал импульс для всей моей дальнейшей учительской жизни.
Она сказала: «А что бы вы хотели делать?» И все. Этот вопрос словно очистил пространство свободного действия для меня. С тех пор я стремлюсь также раздвигать стены для моих учеников, создавать для них пространство, в котором они могут творить и находить смыслы.
Прошло много времени, и вот недавно один молодой режиссер, Крис Фарина, снял фильм о моем классе, моих учениках. Фильм называется «Мир во всем мире и другие достижения четвероклассников». Я не предполагал, что из этой затеи выйдет что-то большее, чем фильм для местного телевидения, однако фильм состоялся. Оказалось, что это история не о конкретном классе и его учителе, а вообще история об учении и учителях.
Когда я смотрел этот фильм, у меня то и дело возникало странное чувство растворения. Я видел, как мои учителя проявлялись во мне. Я видел своего учителя геометрии из старших классов мистера Русела – его кривая улыбка из-под закрученных усов возникала на моем лице. Я видел сверкающие любовью к ученикам глаза Жана Поло. И мои глаза тоже иногда так же горят. Я видел мисс Этель Дж. Бэнкс, которая всегда носила жемчуг и ходила на высоких каблуках. Оказывается, ее пронзительный взгляд строгого учителя тоже был в моем репертуаре.
Затем я увидел родителей – моих первых учителей. Отца, очень изобретательного, с пространственным воображением. И маму – она учила меня в четвертом классе. Я увидел, что у меня есть ее жест. Такое чувство, что я являюсь продолжением ее жеста во времени. Я – один из ее учительских жестов. А теперь этот жест переходит по наследству к моей дочери Маделин. Он продолжается, этот жест моей матери, в поколениях. Это замечательное чувство – ощущать продолжение своей родословной. Поэтому в классе я стою на плечах многих людей.

Игра

Игра «За мир во всем мире» появилась в том же 1978 году. Это было учебное пособие к уроку об Африке. Я не хотел начитывать детям материал или отправлять к учебнику, нет, мне хотелось, чтобы они сами для себя добыли знание. Я подумал: они ведь любят играть в игры? Вот и взял кусок фанеры размером 120 на 130 см, поместил туда все проблемы человечества и дал ученикам возможность решить их. Правда, с тех пор игра немного изменилась. Она превратилась в конструкцию из плексигласа размером 130 на 130 на 130 см, с четырьмя слоями: космос со спутниками, атмосфера с облаками (вместо них куски ваты), море и земля с тысячей игровых фигурок, и даже подводный уровень есть с подлодками. На игровой доске – четыре страны. Дети сами придумывают названия для них. Как это бывает, некоторые страны богатые, некоторые бедные. Каждая из стран располагает своим уникальным набором ресурсов – у кого-то это ископаемые, у кого-то – финансы, у кого-то – армия. У каждой страны есть правительство: премьер, министр иностранных дел, министр обороны и министр финансов. Я назначаю министров, но они могут отказаться и сами избрать правительство. Также у нас есть Всемирный банк, торговцы оружием и ООН. Ну и богиня погоды, которая отвечает за непредсказуемое: случайные биржевые индексы и погоду.
Но для игры нужны правила и у игры должна быть цель. Поэтому у нас есть кризисный документ на 13 страницах. В нем 50 взаимосвязанных проблем: этнические трения и проблемы меньшинств, экологические катастрофы: химические и ядерные аварии, разливы нефти, распространение ядерного оружия, нехватка водных ресурсов; сепаратизм, голод, исчезновение видов, мировое потепление. И все эти проблемы решают мои четвероклассники. Они справились с мировым потеплением за неделю. Причем не единожды.
Для полного выигрыша надо решить все 50 проблем, а богатства всех стран должны быть больше, чем они были при начале игры.

Еще в игре есть саботер. Это такой хулиганистый ребенок, который ни за что мирно не усидит. У него особая роль. Он для вида пытается спасти мир и сохранить свое положение в игре. Но на деле его задача – все расшатывать. И он делает это тайно, исподтишка, что заставляет всех быть настороже. Еще одно подспорье в игре – «Искусство войны» Сунь Цзы.
Четвероклассники читают этот текст и понимают его. Зачем? Девятилетние дети используют эти знания, чтобы понять, как не следовать путем власти и разрушения, путем войны. Они же все сначала идут именно по такому пути. И через игру они учатся отсеивать импульсивные мысли, учатся думать более последовательно и дальновидно. Когда мы начинаем играть, я просто говорю им: я не знаю ответов. Вы должны их добыть. И я прошу у них прощения. Я говорю: «Мальчики и девочки, мне очень жаль, но мы оставляем вам мир в этом ужасном состоянии и надеемся, что вы сможете исправить его за нас. Может быть, эта игра научит вас, как это сделать».
Мы играем долго, неделями. Как же это может выглядеть? Иногда очень хаотично. Сначала было тяжело, я старался контролировать каждый разговор и ответ в классе, но со временем научился передавать контроль своим ученикам. Если есть доверие и понимание, то они сами справятся. Их общая мудрость намного больше моей, и я признаю это.

Война во имя мира

Есть несколько историй, почти откровений, которые произошли во время игр, и я хотел бы поделиться ими.

Я помню одну маленькую девочку, которая была министром обороны беднейшей страны. У нее в подчинении были игрушечные танковые бригады, воздушные войска и так далее. Ее страна граничила с другой, очень богатой страной, добывающей нефть. И вот в один прекрасный день, совершенно внезапно, нарушив приказ своего премьер-министра, она атаковала нефтяные поля соседней страны. Двинула танки прямиком к запасам нефти, окружила их без единого выстрела, захватила и удержала их. И войска соседней страны ничего не могли поделать, потому что все запасы топлива были под ее контролем.
Мы все страшно расстроились. Это же игра за мир, в чем дело? А эта девятилетняя девочка стояла на своем и только говорила: «Я знаю, что делаю». Мне казалось, что это моя педагогическая неудача. Почему она так поступила?
Но спустя несколько игровых дней выяснилось, что эта богатая нефтяная держава планировала развязать мировую войну и захватить весь мир. Если бы у них были ресурсы – они начали бы войну. Понимаете? Эта девочка смогла понять, что происходит, смогла прочитать векторы и намерения политиков задолго до всех остальных. И приняла решение – атаковать в игре за мир; устроила маленькую войну, чтобы предотвратить большую.
Вот тут мы остановились и устроили философскую дискуссию о том, было ли это правомерно, условно-правомерно или совсем неправомерно. Ради таких ситуаций и размышлений я и затевал игру. Никакой учебник не дал бы мне подобной ситуации и, самое главное, личного к ней отношения моих учеников.

Письмо родителям погибшего оловянного солдатика

А вот еще один пример. В игре есть такое понятие, как письмо. Когда вы военный и отправляете войска, своих маленьких пластмассовых солдатиков, то они, бывает, гибнут. Это элемент войны. И здесь на свет выходит письмо. Вам, тому, кто отправил их воевать, нужно написать письмо родителям солдат. Письмо вымышленным родителям вымышленных солдат, где вы должны объяснить, что произошло, и выразить ваши соболезнования.
Так что ребятам приходится крепко подумать, прежде чем начинать войну. Эта практика может показаться странной, но на самом деле все очень серьезно. Однажды, в школе Агнор-Харт округа Альбемарль, дети предложили: «Мистер Хантер, давайте попросим родителей прочесть письмо». Как раз был «родительский день» и родители сидели в глубине класса. Мы попросили одну из мам, она весело подняла письмо, нам подыгрывая. Начала читать. Прочитала одно предложение. Прочитала два предложения. А к третьему предложению она была в слезах.
Когда мы теряем кого-то, победители не злорадствуют. Мы все проигрываем. Это была замечательная ситуация, из которой родилось замечательное понимание.

За 12 секунд до конца игры

Третья история – о моем друге Бреннане. Как я уже говорил, мы играем долго. Эту игру мы продолжали семь недель. Собирались после уроков и один за другим разрешили все 50 взаимосвязанных кризисов. Чтобы победить, нужно решить их все и при этом приумножить богатства всех стран. Но возникла одна загвоздка – самая бедная страна в итоге игры стала еще беднее. У нее не было ни единого шанса победить. Итак, время кончалось, до завершения игры оставалась примерно минута... Дети были в отчаянии, я думал, что это мой провал как учителя. Мне надо было помочь им. Надо было подыграть. Нельзя было допускать, чтобы они пережили такую неудачу. И в этот момент Бреннан – он был как раз председателем Всемирного банка – подскочил к моему креслу, схватил колокольчик, которым в игре я объявляю сбор правительств, и затрезвонил что было сил.

Что тут началось! Все сорвались с места, загалдели, забегали вокруг него с криками, размахивали своими папками с важными бумагами. Я вообще не понимал, что происходит, я полностью потерял контроль над классом. Все, если вдруг сейчас зайдет директор – я мигом останусь без работы.

12 секунд до конца игры… И тут Бреннан под звон колокольчика объявляет: «Мы приняли решение объединить все денежные ресурсы наших стран. Это 600 триллионов долларов. Мы предоставляем их как субсидию этой бедной стране. Если они их примут, то их богатство увеличится и, значит, мы все сможем выиграть игру. Вы согласны?»
До конца – около трех секунд. Все смотрят только на премьер-министра этой страны. Он говорит «да». И игра выиграна.
Подобное спонтанное сострадание невозможно запланировать как учебную цель урока. Оно неожиданно, непредсказуемо и прекрасно. Каждая наша игра отличается от остальных. Иногда мы решаем социальные проблемы, иногда – экономические, иногда – военные.
Я не отказываю своим ученикам в возможности быть людьми и разрешаю им идти любым путем. Учиться на собственном опыте, как не делать того, что они считают неправильным. Так они нащупывают собственный путь. Конечно, это только игра, а они всего лишь четвероклассники. Но если они смогут развить критическое и творческое мышление, то, может быть, cмогут спасти нас всех.

Перевод выступления Джона Хантера с сокращениями. Источник: сайт TED.com

Рейтинг@Mail.ru