В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Современные первоклассники: кто они?
Специалисты оценили готовность сегодняшних детей к школе
Редкую возможность посмотреть на детей, которые будущей осенью
пополнят ряды школьников, предоставила Галина КОВАЛЕВА, руководитель
Центра оценки качества образования Института содержания методов
обучения РАО. В исследовании «Изучение готовности первоклассников
к обучению в школе», результаты которого были представлены в РИА
«Новости», участвовали более 20 000 российских
первоклассников, а также их родители и свыше 800 учителей начальной
школы. Данный проект существует уже пять лет, сейчас он поддерживается
в 15 регионах страны за счет инициативы регионов и конкретных школ.
Сами школы запрашивают такое исследование для себя. «Будет запрос –
будет и придание должного значения этим данным, а там, может быть,
получится откорректировать школьные проблемы на уровне министерства», –
надеется руководитель проекта.
Задачи исследования
Первоначально ученых волновал вопрос: откуда берутся
неуспевающие? Пять лет назад, когда катастрофические результаты ЕГЭ
поразили всех, было решено найти исток проблемы. От выпускников 11
классов исследователи «спустились» к выпускникам 9-х, потом еще ниже,
пока не стало очевидным, что неуспешность складывается очень рано.
Больше трети поступивших в школу детей попросту не готовы работать на
базовом уровне: слушать учителя, выполнять задание по образцу.
Как оказать им необходимую психолого-педагогическую поддержку, как
определить направления поддержки каждому ребенку, как обеспечить ему
дальнейший успех?
Да-да, именно каждому, потому что те, кто пришел успешным, но попал в
класс с более низким уровнем, тоже оказываются в группе риска.
Организовать дифференцированное обучение трудно, учитель идет на
понижение уровня, в результате снижается мотивация у хорошо
подготовленных детей.
В мониторинг включены комплексные методики, позволяющие сделать большой
прогноз на начало учебного года.
– Мы ищем потенциал в когнитивной, личностной сфере, а также
ресурсы физического здоровья и семьи, – рассказывает Галина Ковалева. –
Эти методики многим известны: рисунок человека, графический диктант,
«образец и правило», оценка фонематического чтения. Эти методики
позволяют сразу выделить направления риска. Кроме того, мы выявляем
реальные факты: как ребенок работает в коллективе, как слышит,
взаимодействует со взрослыми.
С какими стартовыми
показателями дети приходят в школу?
Половина детей с нетерпением ждут школы (у психологов это
критерий готовности). Еще 40% не так уверены, но скорее хотят, чем не
хотят. Проблемная группа – 6,5% скорее не хотят и 0,5% категорически не
хотят идти в школу. И хотя позитивный настрой превалирует, родителям не
стоит забывать, что неосторожные угрозы или ехидные слова по поводу
грядущих перемен могут сломать настрой.
Что касается физического здоровья будущих первоклассников, то у 83%
детей соотношение массы тела и роста соответствует возрастной норме, у
4% выше, у 13% – ниже нормы.
Уровень подготовки детей к школе оценивался по трем базовым навыкам:
чтение, письмо, счет. По мнению учителей, по чтению готовы к школе
64,3%, по письму – 53,8%, по счету – 78,2%. В целом дети сносно
считают, кое-как умеют читать, наиболее затруднительный навык – письмо.
Итак, здоровые, подготовленные, полные энтузиазма дети приходят в школу
– и что там? Проблемы. Но уже не их.
Учат в школе, учат в
школе, учат в школе…
Осложняет работу учителя тот факт, что дети приходят
разновозрастные: 40% детей шести с половиной – семи лет, 53% – старше
семи лет, а кроме них есть и шестилетки. Как видим, родители сейчас не
торопятся отдавать ребенка в школу. Говорит Галина Ковалева:
– Десять лет назад, когда мы переходили с программы «1–3» на «1–4»,
предполагалось, что дети станут приходить в школу с шести лет. Однако
теперь большинство приходят в восемь. Родители осознают, что наша школа
требовательная, надо подчиняться – зачем туда торопиться?
Другая недетская проблема всплыла, когда уровень общей готовности к
обучению предложили оценить учителям и родителям. Мнения круто
разошлись: больше половины учителей и родителей склоняются к тому, что
общий уровень подготовки – средний. А вот высоким его считают 22%
учителей и 30% родителей; низким его находят 15,5% учителей и лишь 2%
родителей. Что же, запросы учителей завышены?
– Учителя ждут в школу хорошо подготовленных детей и
помогающих родителей, – рассказывает детский психолог, соавтор проекта
Ольга Данилевская, – а между тем до сих пор среди родителей сильно
мнение, что школа должна всему научить ребенка с нуля – и писать, и
читать. Кстати говоря, четкого ответа на этот вопрос школа родителям не
дает. Потому что школе его тоже никто не дает?
Отсутствие хоть сколько-нибудь четких критериев оценки
готовности ребенка к школе – большая беда. Письмо, к примеру. Что
должен уметь ребенок? Написать свое имя или целое предложение? А
предложение – выписать из книги или сформулировать самостоятельно? А
если русский язык неродной? Никто ничего определенного не знает.
Почему
эмоциональная зрелость важнее навыков
И готовить ли вообще – ведь психологи давно твердят, что
ребенок должен наиграться, полноценно и весело прожить свой дошкольный
возраст. С другой стороны, не научившись читать к шести годам, ребенок
рискует попасть в когорту неуспешных первоклассников. Отставание по
каким-либо показателям само по себе не страшно, но оно влечет
недостаточную похвалу и излишнее внимание – растятся комплексы.
Осознавая опасность, родители начинают судорожно учить детей, но плоды
могут получиться горькие.
В ДОУ, например, идет активная подготовка к школе, но воспитателям
зачастую не хватает квалификации, чтобы использовать грамотные методики
обучения, например, Эльконина и Давыдова.
В центрах дошкольной подготовки, несмотря на аккредитацию, гарантии и
платность занятий, ребенок может быть выучен так некорректно, что лучше
бы его вообще не учили. Во избежание неприятностей родители все чаще
прикрепляют ребенка к конкретной школе, а то и к конкретной
учительнице, ведут подготовку с прицелом. Но и здесь их подстерегает
опасность: отдать дошколенка в школьные условия раньше срока
педагогически неверно.
– Дошкольник от школьника объективно отличается. Школьные
принципы нельзя переносить в дошкольное пространство, – отмечает Ольга
Данилевская. – Это уже не игра в школу! Обучение тому же чтению должно
проводиться совершенно иначе – для собственных нужд, без механического
натаскивания, только из интереса.
Все-таки дошколятам нужны занятия в игровой форме, с упором на
наглядно-образный ряд, а это могут дать педагоги, имеющие богатый опыт
работы с дошкольниками. Известны и опыты совмещения стратегий:
подготовку к школе ведут вне школы, но туда идут на маленькие
адаптационные занятия, цель которых – знакомство с будущим учителем.
Одно безусловно: слишком интенсивная подготовка существенно снижает
мотивацию. Ребенок перегорает, сталкивается с трудностями и
неприятностями, которые сулит новая жизнь. Дети уже не ждут от школы
чего-то феерического и волшебного, они разочарованы. Особенно когда на
подготовительных занятиях все «по-взрослому» – и тетради, и чуть ли не
отметки в виде зайчика. Утомление, повышение тревожности.
– Полгода в этом возрасте – очень много, – заверяет психолог,
– бывает, полгода подождете, и ребенок уже морально готов.
Адаптивность и ее цена
Психолог Ольга Данилевская рассматривает семью ребенка как
полноправного участника учебного процесса, как группу поддержки. Но вот
насколько родители понимают, как поддерживать ребенка?
Во-первых,
нужно срочно прекратить панику. Естественно, что начало школьной жизни
– стресс для родителей, но это не значит, что можно перекладывать свои
страхи на ребенка.
Во-вторых,
научиться спокойно относиться к реалиям, честно и трезво оценивать
своих детей, не относиться к их неудачам и недоработкам как к
катастрофе.
– Мы попросту не даем ребенку научиться – он как будто бы
должен знать все сразу, без права на ошибку, – говорит психолог. – Все,
что касается нашего ребенка, ранит нас – куда ни ткнешь, везде больно.
Поэтому родителям не нравится помогать ребенку, когда у него не сразу
получается. Тут же появляется раздражение, обида. Не можете сами –
найдите специалиста. Искать же специалиста надо не исходя из того,
насколько его мнение схоже с родительским, а из того, можно ли ему
доверить ребенка без оглядки и не вмешиваться потом в процесс без
особой нужды. Будьте готовы выслушать мнение о слабых сторонах своего
ребенка. Без доли трудностей нельзя пройти полноценный адаптационный
процесс, а подгонять, заставлять переписывать работы, подделывать за
ним задания – ложный путь.
Нужно учить не бояться нового, уметь удерживать эмоции,
переключаться на новые задания. Некоторым детям крайне тяжело отвлечься
от мелкой неудачи. Тут самое главное для родителей – не воспринимать
эти объективные психофизические явления как капризы. Да, ребенок
действительно пока не способен переключаться. В то же время нельзя
постоянно искать слабые места, надо выявлять скрытые ресурсы, то есть
готовить его, собирать в прямом смысле. Потому что кроме адаптивности
есть еще и цена адаптации.
Так что вместо муштры выбирайте повседневные, интересующие ребенка
сюжеты – не унылое занятие математикой, а подсчет сдачи в кафе, не
беглое чтение из-под палки, а изучение вывесок и этикеток. А семейное
чтение – по-прежнему самый эффективный способ подготовки ребенка к
жизни.
– Каждый ребенок больше всего на свете хочет, чтобы мама и
папа были им довольны, – объясняет Данилевская, – но его плата за
хорошее поведение бывает слишком велика. Идеальная среда для
дошкольника – это содружество всех взрослых, которые окружают ребенка,
желают ему добра и успеха, спокойно, но внимательно смотрят на его
неудачи и готовы помочь их исправить.
Сказано к слову
Попутно докладчики дали целую россыпь интересных фактов.
Во Франции каждый ребенок проходит обучение чтению в 5 лет. Это забота
государства.
В то же время умение читать ничего не говорит о потенциале ребенка.
Очень вредно делить детей по умению читать. Разные, они должны учиться
вместе, тянуться друг за другом.
На международном тестировании PIRLS в 2001 году ученица четвертого
класса не смогла уместить свой ответ на одной строчке бланка и впала в
ступор: она не знала, как себя вести. А в этом году таких уже десяток.
Детей научили что-то делать, но не научили самостоятельно принимать
решения.
Мы никак не можем решить: у нас ребенок для программы или программа для
ребенка? По факту первое: мы говорим об адаптивности ребенка, но ничего
не делается для адаптации школьной программы под те особенности и
нужды, которые есть у наших детей.
Вслед докладу остается только воскликнуть: что еще должно произойти,
сколько должно быть неготовых детей, чтобы школа подвинулась в сторону
их удобства?