ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ
Куценко Елена, Куприянов Борис
Метафора в педагогике
Ключ, с помощью которого мы открываем знания именно для себя
Невозможно представить себе взаимодействие взрослого и ребенка
без использования метафоры. Она пронизывает все наше общение, наполняет
его живым дыханием, сближает собеседников с разным опытом, облегчает
понимание. Тем более жаль, что метафора – редкая и, прямо скажем, не
самая почетная гостья в современной педагогической практике. Ею
пренебрегают – подумаешь, метафора, необязательный декоративный
элемент, – и все наши правила, принципы и дидактические конструкции
со свистом проносятся мимо детских ушей. То же самое можно было
написать, например, так: метафора является эффективным приемом в
обучении и воспитании детей и подростков. Если вам было приятнее читать
первый вариант, то, возможно, будет интересно познакомиться
с материалом об использовании метафоры во взаимодействии учителя и
ученика.
В обучении
Метафора при умелом применении может стать незаменимым
инструментом для объяснения сложных процессов и явлений. В качестве
примера можно привести всем известную книжку Лутошкина «Как вести за
собой». Ее с одинаковым интересом читают и классные руководители, и
педагоги загородных лагерей, и подростки. А ведь описаны в ней довольно
сложные понятия социальной психологии. Но они стали доступны благодаря
тому, что приобрели символически-метафорический облик.
Хорошо бы ввести в школьную практику подобное преобразование учебного
материала. Ведь метафора не только упрощает сложное, но и дает
возможность сконцентрироваться на существенных признаках явления. Не
распылять внимание на частности, детали, а удерживать главное. В
программе каждого предмета огромное количество сведений, обязательных
для запоминания. Выучить это может только ребенок, обладающий хорошей
памятью и боящийся наказания. То есть мы изначально обрекаем
образовательный процесс на неуспех.
Но можно ведь и иначе. Я вспоминаю, как нам преподаватель увлеченно
рассказывала о Французской революции, о революционном маятнике,
движении вперед и вспять. Мы это поняли, почувствовали и увидели, что
та же метафора работает и в приложении к другим событиям. Если метафора
грамотно сконструирована, она дает понимание процессов, сущностей. Как
историк, я не против фактов и дат, но подлинное историческое мышление
строится на понимании закономерностей жизни и развития общества.
Здесь-то метафора и работает. Это же можно отнести и к биологии, где
тоже важно понимать процессы, но происходящие уже в живом организме.
Наверняка и в физике, и в химии можно найти простор для метафор, было
бы у учителя желание их использовать. В первую очередь это облегчило бы
жизнь детям с образным мышлением.
Можно сказать, что метафора выполняет роль переводчика с научного языка
на детский. По идее, осваивая язык науки, ребенок все меньше нуждается
в поддерживающей метафоре. И в какой-то момент, почувствовав себя в
близком ему учебном предмете как рыба в воде, он сам начинает порождать
метафоры. Я, помню, пришел однажды в лицей, где учится сын, и стал
свидетелем одного разговора взрослого с подростком.
– Как, на твой взгляд, соотносятся язык и слово? – спросил
один из родителей.
– Примерно так же, как волна и электромагнитный импульс, –
ответил старшеклассник. Из этого ответа совершенно очевидно, что ученик
работает в пространстве сущностей. Наверное, подобный ответ можно
считать показателем того, что он освоил язык науки и может служить
переводчиком для другого. Если порождает метафору, значит, освоил
материал, может порождать собственные мысли – ведь мысль ребенка
метафорична.
Я убежден, что многие учителя так или иначе актуализируют образный
подход, используют метафору, чтобы дети лучше запомнили, ярче ощутили,
удивились, пережили встречу с новым знанием. Надо просто узаконить то,
что есть в стихийной педагогической практике.
Для этого хорошо бы поменять отношение к процессу образования. В
обучении ведь есть некое эталонное знание и есть ребенок. И все наши
усилия сводятся к попыткам сделать так, чтобы ученик присвоил это
знание. Метафора позволяет предъявлять ребенку культурные образцы,
говоря с ним на том языке, который ему органичен. Образ позволяет
превратить понятия неведомого мира науки в нечто осязаемое,
переживаемое.
При конструировании метафор педагогу нужно, с одной стороны, учитывать
реалии, язык, на котором говорят дети, с другой – не раствориться в
этом и не потерять культурную планку.
И в воспитании
Работа с образами делает неизмеримо продуктивнее планирование
будущего и анализ прошедшего события – праздника, фестиваля, конкурса,
ролевой игры. Про Лутошкина рассказывают, что когда на
историко-педагогическом факультете готовилось какое-нибудь мероприятие,
студенты приходили к нему со словами: «Анатолий Николаевич, мы
организуем праздник песни» – и начинали рассказывать об идеях, он их
останавливал: «Подождите, нарисуйте сначала картинку». Мне кажется, это
дает возможность начать планирование с главного: помогает увидеть
настроение, суть будущего события. Это очень правильный ход, если мы
хотим получить образ, а не глубокомысленную формулировку.
В воспитании, как и в обучении, метафора может стать языком, на котором
учитель говорит с учеником, если хочет понимания. Во многих вопросах,
касающихся общения, выбора, понимания места человека в коллективе,
метафора достаточно безопасный язык, позволяющий раскрывать сущность и
в то же время не обнародовать то, чего ты не хочешь. Очень сложно ведь
ответить на прямой вопрос: как ты считаешь, как к тебе относятся в
классе? Или: какую роль ты выполнял, когда мы ходили в поход? Если же
предложить метафору «класс – это команда корабля», например, оценить
свое место ребенку будет гораздо легче: «Я был штурманом, помогал
определять направление движения. Я – боцманом, на мне была организация
хозяйственных работ. А я на этот раз – простым матросом». Для создания
простого образного языка мы в свое время придумали еще и метафору охоты
– для анализа прожитого дня или этапа игры. Кем ты был сегодня:
загонщиком, охотником, гончей, егерем?..
Или например, если предложить ребенку перечислить свои сильные стороны,
это вызывает смущение, замешательство. Вместо этого можно сделать
простой ход, нарисовать «куст моих талантов», на котором каждый
«вырастит» листочки с надписями – и перечисление своих способностей и
интересов превращается в игру. Процесс самопознания становится не
убийственно серьезным, а немножко шуточным, легким, увлекательным.
Мы в свое время замучивали детей вопросом «зачем вы приехали в
лагерь?», их просто тошнило от этого. Но, к счастью, мы вовремя
перевели вопрос в метафорическую плоскость, и – чудо – пошел шум, гам,
веселье. Но на самом деле мы говорили все о том же, об ожиданиях детей,
о целях. Обсуждая это впрямую, дети часто или стесняются, или
лицемерят. А в метафорической форме говорят о том, что им на самом деле
важно.
При проектировании тоже бывает полезен своеобразный метафорический
конструктор, который позволил бы выстраивать планирование. Можно
нарисовать сначала образ, а потом подбирать под него из множества
вариантов подходящие. Например, решив проводить праздник, определяем
сначала: мы хотим, чтобы это событие было большое и яркое или маленькое
и теплое? А потом начинаем примерять, какое помещение, оформление,
количество участников подойдут по сути, по настроению для выбранного
образа.
К сожалению, школьная воспитательная деятельность стала более
технологичной, функциональной, из нее ушли игра смыслов, значений,
простор для вариантов, которые выбирает сам ребенок, свобода прочтения
и трактовок. Если же впустить в школьную жизнь метафору, она поможет
вернуть все то, что и делает воспитание нескучным и творческим делом.
Может пригодиться
Антология метафор
Использование
образа, визуализация незаменимы, когда необходимо объяснить (понять)
трудный материал. Часто такие маленькие хитрости подсказывает учитель –
например, фразу про охотника и фазана, которая помогает запомнить
последовательность цветов в спектре. Но иногда и сами дети изобретают
мнемонические приемы или метафоры. Обидно, если такие открытия остаются
лишь в пользовании самого автора. Чтобы сделать их общим достоянием,
можно во время повторения пройденного за год устраивать
мини-конференции по обмену опытом. Пусть желающие расскажут о тех
приемах, придуманных или подсказанных, которые позволили понять,
запомнить законы и правила, изученные в каждой теме. Оценивать качество
может специально выбранное жюри. А из наиболее удачных метафор,
приемов, пиктограмм можно составить антологию для более младшей
параллели. Или желающие могут пойти в класс помладше и попробовать себя
в роли репетиторов, предложив свои – образные– методы объяснения
правил, изучаемых в этом классе. Это будет особенно полезно для тех,
кто сам до сих пор не очень уверенно складывает дроби, например, или
пишет безударные гласные в корне. И пока будет объяснять, сам поймет.
Сосед по парте – Шерлок
Холмс
Один из самых любимых детьми приемов – театрализация, к тому
же он не требует особых затрат и лежит буквально на поверхности, нужно
лишь дать волю фантазии. Например, для анализа прошедшего дня или
специально организованного события можно использовать «приглашенного» в
класс героя. Можно литературного – от Буратино и Гарри Поттера до
Шерлока Холмса или Евгения Онегина, можно представителя профессии:
врача, журналиста, директора школы. Конечно же каждую из этих ролей
будут исполнять сами ребята – по желанию, по очереди или по жребию.
Назначение на роль можно сделать тайным: учитель потихоньку от всех
сообщает об этом одному из желающих или при жеребьевке среди пустых
бумажек будет только одна с именем героя. Это придаст дополнительную
интригу: кто сегодня гость и внимательный наблюдатель? Во время анализа
дня или мероприятия ему дают слово для оценки произошедшего с точки
зрения его героя. Прежде всего это дает опыт взгляда на привычную жизнь
с точки зрения другого человека, моделирования его восприятия. Ну и
конечно, вносит элемент игры в надоевшие будни.
Завтра ищем клад
Еще
одно использование театрализации позволяет расцветить новыми красками
жизнь в летнем лагере, загородном или городском. Нужно заранее
придумать и подготовить ролевую или сюжетно-ролевую игру на целый день.
Основой может быть идея путешествия, поисков клада, плавания на
корабле, рейда разведчиков, космического полета. От опыта
организаторов, возраста детей и педагогических задач будет зависеть
глубина погружения в игру. Но в любом случае она даст повод для
распределения ролей, сюжетных элементов, тематических заданий – от
интеллектуальных до спортивных.