Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПОД ЗАНАВЕС ЧЕТВЕРТОЙ ЧЕТВЕРТИ


Меркулов Филипп

Игры на повторение пройденного

В них каждый захочет сыграть по высшей ставке!

Последний месяц учебы – повторение и обобщение пройденного материала. Дело важное и сложное. Как вспомнить с детьми все, что изучалось в течение года, не заскучав при этом? Как дать ребенку возможность увидеть собственное продвижение?
Очевидно, это не случится за одно-два занятия. Но, продвигаясь постепенно, шаг за шагом, организуя с классом разнообразные игры, вдруг достигаешь желанной цели. К тому же дети, уставшие от долгой усердной работы, рады совместить полезное с веселым, почувствовать в необычных уроках близость желанных каникул. Положительные эмоции способствуют воспоминанию и запоминанию.
В условиях наших школ предпочтительны варианты хорошо известных «настольных» игр: правила не нужно долго объяснять, раздаточный материал прост в изготовлении, места нужно немного, и легко уложиться в один урок плюс предварительное домашнее задание иногда.
Существенная подробность: большую часть «повторительных» игр ребята смогут подготовить самостоятельно, разобравшись напоследок в трудной теме и освободив педагога от лишних забот.

Крестики-нолики

Незатейливая игра, в которую обычно сражаются обитатели последних парт. Ее вполне можно сделать частью урока, если право хода определяется успешным ответом на вопрос. Готовятся игровые поля – квадраты из девяти клеточек (или больше, если класс старший). Формируются команды из двух-трех человек. Сначала, как на олимпиаде, четвертьфинал. Каждая команда получает противника по жребию и набор коротких заданий (подойдут стандартные тесты) по одной или сразу по всем темам курса, ответы вручаются соперникам. Решили задачу – поставили в клеточку крестик или нолик (правильность контролируют противники). Больше правильных ответов – выше шансы на победу. Потом полуфинал: сражаются победители первого тура. Проигравшие тоже не бездельничают: у них ответы и необходимость проверять решения игроков.
Финал играется на доске, весь класс – зрители и болельщики. Если команд осталось три, пусть две завоюют право на итоговую игру: кто быстрее ответит на каверзный вопрос, кто больше назовет терминов (имен, формул…). Можно предложить ребятам просто поделиться на две группы, чтобы ускорить процесс.
Претенденты на окончательную победу (а значит, на пятерку) должны не просто дать ответ, но прокомментировать, объяснить его.
После такого урока (вся процедура в целом занимает не более получаса, еще и время на обсуждение остается) можно писать итоговую контрольную: все типы задач и вопросов троекратно повторены и выучены.

Домино

Раздаточный материал, увы, готовит педагог. Это займет гораздо меньше времени, чем проверка приготовленных детьми комплектов игры. Идея простая: узкие полосы бумаги делятся чертой пополам. Справа написано определение, слева – термин, естественно, от другого определения. Если игроки правильно расположат все полоски, «круг замкнется». Вместо определений и терминов могут быть использованы примеры и их решения, цитаты и имена авторов, формулы химических веществ и их названия, исторические события и даты... Играют группами на время: кто быстрее крикнет «рыба!».
Можно раздать всем группам одинаковые комплекты «карточек», а можно и разные, тогда появится возможность устроить несколько «туров» – по разным темам.
В качестве зачета – индивидуальная сборка одного из комплектов, по жребию или воле учителя.

Мемори и другие «карточные» игры

Игра «мемори», тренирующая память, как нельзя более уместна в школе. Конечно, не на всех предметах можно ограничиться картинками. Зато если делать карточки с текстами, возможности расширяются безгранично. К тому же, как правило, подготовительную работу выполняют дети самостоятельно. И прямо на уроке, непосредственно перед игрой. Учителю остается только заранее подготовить одинаковые листочки бумаги, чтобы по «рубашке» нельзя было определить «лицо».
Итак, каждый ребенок готовит два листочка. Это могут быть две строфы любимого стихотворения (поэт наверняка известен классу), по одной на каждой карточке, две цитаты из одной книги (книга из числа прочитанных в классе), два слова с чередующимися гласными в корне, имена двух связанных общим событием исторических деятелей (с портретами – совсем красиво получится, благодаря интернету найти и распечатать изображение – дело нескольких минут, но лучше это сделать до урока, в качестве домашнего задания), названия двух городов, рек или гор, расположенных на территории одной страны… Сколько детей в классе – столько пар карточек.
Теперь раскладываем все это на «большом столе» (две или четыре сдвинутые парты), перемешав хорошенько. Класс становится по периметру – даже старшеклассники рады возможности размяться. Дальше играем по стандартным правилам: переворачиваем карточки, забираем парные, возвращаем на место непарные. Ребята напряженно следят за процессом, стараются запомнить, где что лежит, чтобы, когда придет их черед, не промахнуться.
В зависимости от особенностей класса условия приходится уточнять. Для начала запомнить место листочка и определить, что пара, а что нет, объяснить связь – уже достижение. В сильной группе полезны дополнительные сложности: сформулировать правило, определяющее написание пары слов, вспомнить даты жизни исторических деятелей, писателей, назвать столицу страны – и только после этого забрать найденные карточки.
Счастливчики, собравшие больше всего парных карточек, награждаются в лучших школьных традициях – пятеркой. Кстати, если в конце такого урока провести письменный опрос по материалам игры, остальные ученики тоже не останутся без хороших оценок. В конце года это особенно воодушевляет.
В принципе так же приспосабливаются к учебным нуждам и другие знакомые ребятам игры на карточках.
В последнее время пользуется у подростков популярностью «Ерундопель» и его вариации («Орфограф» или «Ударник», например). На карточке с одной стороны умное слово и три варианта его толкования (написания, акцентирования), с другой – единственно верный ответ. Ведущий, учитель или самый шумный (и неэрудированный) ученик, достает из пачки карточки, игроки по очереди выдвигают версии. Кто угадал, тот забирает карточку себе. После пары кругов подводятся итоги: у кого больше всего карточек, тому и «пять».
Естественно, фабричного исполнения «Ерундопель» не все смогли купить, кроме того, он быстро надоедает. Пара турниров, и большая часть ответов выучивается «памятливыми» детьми назубок, азарт пропадает. Значит, готовим себе развлечение самостоятельно.
Процесс изготовления карточек очень даже учебный, заслуживающий как минимум публичного одобрения. Ребятам придется и со справочниками повозиться, и фантазию проявить, и стиль определенный почувствовать, выдержать.
Можно повторить традиционную схему, но – с теми терминами, словами, которые входят в наши ГИА и ЕГЭ. Три варианта определения слова «синекдоха», три возможных ударения в слове «донельзя», три перевода английского или немецкого фразеологизма. Можно поместить на лицевой стороне карточки три варианта правил для объяснения написания буквы или знака препинания, выделенных жирным шрифтом (предлагать ребятам своей рукой писать с ошибками, вероятно, не стоит). Тот же тест, в сущности, но в игровой форме – не так тоскливо.
Могут быть «ерундопели» и позаковыристей: кто из героев (писателей, философов, политиков) сочинил эту замечательную фразу? Или наоборот: какое высказывание принадлежит конкретному человеку или персонажу? К какому классу относится данный химический элемент или живой организм?
Сначала удобнее играть командами, готовя карточки друг для друга внутри группы, штук по пять на человека, а потом уже выверенные, проигранные и выученные комплекты передавать другим компаниям.

Сказки на научный лад

Это высокоинтеллектуальное соревнование, позволяющее продемонстрировать как знание предмета, так и оригинальность мышления.
Преподаватель довольно точного предмета, физики или химии, к примеру, вместо контрольной вдруг раздает ученикам (лучше группам, хотя бы парам) тексты известных сказок (естественно, специально подобранных). Нужно увидеть в сюжете явления, изучавшиеся на уроках, описать их с научной точки зрения, а также сочинить на сказочном материале задачки: про скорость движения Емелиной печки по скользкой дороге, про время таяния дворца Снежной королевы или устройство желудочно-кишечного тракта Змея Горыныча.
Естественно, какую-то дополнительную информацию ребятам придется сочинить. Их фантазия поможет делу только в том случае, если ученики понимают суть проблемы.
Какие-то задачи педагог придумывает сам – заранее, в качестве образца или дополнительного сверхсложного вопроса.
Итоги можно подводить в разных номинациях: кто больше всего подметил в сказке научных явлений, больше всего придумал своих задач, больше всего чужих задач решил… Можно и по совокупности достижений пятерки выставлять.
Защиту «сказочных теорий», кстати, лучше не учителю оценивать, а пригласить в качестве экспертов старшеклассников. Им все равно к экзаменам повторять программу целиком. Тогда чисто соревновательный момент уйдет на задний план – останется желание достойно представить свои идеи и получить заслуженную награду.

Детективное агентство

Честно говоря, образ этой игры создал Михаил Эпштейн, директор школы из Санкт-Петербурга. Можно даже купить готовый комплект. В красивых конвертах «вещдоки», фотографии, записки, документы, и письмо – обращение от неведомого клиента к уважаемым сыщикам с просьбой найти пропавшего человека. В качестве приложения – книжечка с биографиями известных ученых. Сопоставляя даты, языки, предметные области, можно догадаться, о ком речь. На суде, то есть перед лицом экспертов и зрителей, нужно обосновать свои предположения и представить личность найденного ученого как можно ярче и полнее.
Разумеется, счастливчиков, обладающих такими наборами, не много. Да и не всегда отвечают они нашим предметным интересам.
Снова беремся за дело вместе с учениками. В одиночку подготовить подобную игру нереально.
Команды в классе готовят – в зависимости от предметной задачи – дело о пропавшем писателе, историческом деятеле, животном, химическом элементе, литературном герое… Учителю не обязательно давать конкретное имя – достаточно определить область и предоставить ученикам возможность выбора, проследив, чтобы не пересекались интересы. Итог подготовительной работы команды: пять-семь тщательно отобранных фотографий (снова спасибо интернету и принтеру), рисунков, текст-биография, составленный так, чтобы фотографии превратились в намеки (собственное творчество или вольно пересказанная в интересах игры статья Википедии – все это потом соберется в общий справочник), и письмо от клиента с просьбой найти пропажу – в обычном прозрачном файле, за неимением красивого конверта.
Игра по созданным материалам проводится как внутри класса – между командами, так и для целой параллели и даже для ребят другого возраста. Младшие, рассуждая логически, работая со справочником, найдут верные ответы силой ума. Старшие обойдутся и без справочника, у них есть знания.
А сколько еще игр можно придумать, если хочется превратить итоговое повторение в удовольствие!

Рейтинг@Mail.ru