«Материальные стимулы и тщеславие не заставят работать качественнее»
Учительские размышления о смыслах и ценностях профессии
Вели-вели учителя по дорогам реформ, наконец он устал и
остановился (хотя бы внутри себя). И что окрест? Ни направо, ни налево,
ни вперед двинуться невозможно. Все дороги заколодило. Всюду
посторонние педагогическому труду смыслы. А практикующему философу,
каковым и является учитель, ежедневно предстающий перед сотней детей,
двигаться без смыслов тяжело. О чем же он думает, вынужденно встав
на перепутье?
Письма наших читателей подсказывают. И бывает так, что одно письмо дает
ответ на вопросы, поставленные в другом…
«В кругах ГИА»
Письмо от Светланы Хатьковой, учителя из города Хвалынска
Саратовской области:
– Школа не лес, но дров наломать можно. «Образование – это
выбор обучающегося», – твердят нам авторы образовательной реформы. Да
мы не против, пусть. Мы тоже за творчество, креативность, толерантность
– и в целом за интеллигентность и нравственность в образовании! Против
гнева, ненависти и унижения. Мы за созидание!
Но в реальности толерантный, креативный учитель ничего не
добьется, он-то и будет врагом №1 для всех. Потому что надо гнать детей
к результату, требовать, потрясать, заводиться. Пусть ненавидят, но
учат же, учат, учат. Вот так бы и говорили все и всюду: товарищи,
главное в школе – оценки детей, жмите, работайте, трудитесь. Но
официально выставляются совсем другие ценности, и струны школьных
отношений натянуты до предела: обстановка обучения должна быть
комфортной, учитель – деликатным и творческим, но в круге ГИА и ЕГЭ это
полная утопия.
И вот ты сидишь прикидываешь и не можешь самоопределиться: ты кто? Раб
обстоятельств или самодостаточная личность?
Хотя бы через метафору. На ум приходит Конек-горбунок: он-то знал, как
подготовиться к решению проблемы: «Велика беда, не спорю; / Но могу
помочь я горю». И совершал невозможное. Нет сомнений, учитель должен
быть одаренной личностью, иначе чем он будет одаривать детей? Только
вот в реальности на вооружение нам лучше взять оптимизм горбунка: «Это
– службишка, не служба; / Служба всё, брат, впереди!»
Потому что прежде всего учитель должен быть мужественным человеком. В
современных условиях трудно воспротивиться навязываемому представлению
о том, что материальные стимулы и тщеславие заставят учителя работать
качественно. Нет. Только профессионализм и нравственность.
Но в растревоженной школе качественное обучение проблематично не только
для учителя, но и для ученика. Учеба не волк, а кусается больно.
Этими реформами социальные аспекты школьной жизни вообще во внимание не
берутся. А как оно происходит на самом деле? Какой ценой дается ученику
подготовка к итоговой аттестации?
Ответы ищем и находим сами.
Цель реформы, как писал еще Салтыков-Щедрин, – градоначальническое
единомыслие, насаждение наук. Средства – воспитывать указами
начальства; увещевать быть твердыми и не взирать; просвещение внедрять
с умеренностью, по возможности избегая кровопролития… «Когда грамотеи
выкрикивали эти слова, народ снимал шапки, вздыхал и крестился. Народ,
доведённый до вздыхания, – какого ещё идеала можно требовать!»
Бессмертная «История одного города». И вот так перечитаешь, улыбнешься,
и жить легче.
«Все равно я вишню посажу»
Письмо Ираиды Зянтерековой из школы в деревне Малый Вениж,
Удмуртия:
– Сколько разговоров начинается с «Будьте добры!» – …скажите,
который час… прочтите, глаза у меня слабые… придите, беда у нас. И
такая важная просьба ко всем педагогам: пожалуйста, будьте добры к
нашим детям!
Но откуда берется настоящая, не показная доброта?
Я помню, во втором классе мы с отцом учили наизусть стихотворение
Исаковского «В ясный полдень на исходе лета». Эти мысли старика о
саженце вишни, которую он решил посадить у дороги на радость всем
путникам, без особой надежды на их благодарность, – «и не надо, все
равно я вишню посажу» – горячо отзывались во мне.
А чуть более десяти лет спустя, в начале 90-х, я переступила порог
Маловенижской школы уже учителем начальных классов. Стихотворения
«Вишня» к тому времени в программе уже не было, но образ вишни,
посаженной у дороги, остался со мной.
Полюбить всех детей в классе, помочь стать лучше каждому, шалуну и
послушному, сообразительному и тугодуму, ленивому и деятельному, – так
сама природа одаривает всех одинаково, не спрашивая, заслужил ли
человек летней прохлады или солнечного света.
Младший школьник знания воспринимает через учителя, и если ребенку
нравится учиться, значит, ему нравится учитель. Что бы методисты и
дидакты ни говорили о содержании образования, например, что это
информация плюс деятельность, – а нет. Для маленького ученика
содержанием образования является учитель, то, чем он наполнен в
отношениях с детьми.
Интересом, радостью, справедливостью?
Дети порой проявляют импульсивность, случаются и недобрые порывы,
эгоистические желания – но все это соприродно, естественно, поэтому
учителю не противно смотреть даже на безобразно ведущего себя ребенка.
Справедливая реакция та, которая не задевает его чувство собственного
достоинства, но в то же время и не попустительская.
Детям очень трудно ориентироваться в нравственных вопросах еще и
потому, что нам, взрослым, трудно дается и точная похвала, и точное
порицание. Координаты, к сожалению, часто очень субъективные.
Но что уж точно зависит от учителя, так это установление в
детском коллективе духа взаимопонимания, дружбы, взаимопомощи. При
каком условии получается? Когда мы верим и чувствуем: дети тоже нас
облагораживают, питают, сохраняют. Каждый – как то вишневое деревце.
Мне очень интересно с ребятами, я люблю смотреть в их счастливые глаза.
И вот еще что. Когда в разговоре с учителями я заговариваю о
стихотворении Исаковского, все его вспоминают, обычно рассказывают, при
каких обстоятельствах учили, живы в памяти все подробности обстановки.
А спросишь людей других профессий – нет, ничего не помнят «про какую-то
вишню»...