КРУГ ВОПРОСОВ
Дашковская Ольга, Ковалева Галина
PISA-2012: акцент на математику
Чего нам ждать от очередного тура самого знаменательного образовательного исследования?
Когда разговоры о доступном качественном образовании ведутся
не на бытовом уровне, а с применением данных мировых рейтингов качества
образования, они обретают содержательную определенность. Таких
исследований много, самые авторитетные – TIMSS, PISA и PIRLS. Сегодня
мы беседуем с Галиной КОВАЛЕВОЙ, координатором международных
исследований в России. Галина Сергеевна возглавляет Центр оценки
качества Института содержания и методов обучения РАО, кандидат
педагогических наук, по основному образованию физик.
– Сейчас, в апреле, стартует
PISA-2012. Каковы приоритеты исследования на этот раз?
– В нынешнем исследовании акцент делается на математику: две
трети всех задач направлены на проверку математической грамотности,
остальные – на оценку читательской и естественно-научной. Кроме этого
добавляются задания по оценке знаний учащихся в финансовой сфере,
конечно, на житейском уровне. Это вопросы, касающиеся кредитной
системы, организации и планирования семейного бюджета, оформления
страховок и т.д.
Важное новшество – это компьютерное тестирование: чтение электронных
текстов, решение проблемных задач. Оно проводится наряду с выполнением
письменных заданий. Это интерактивный инструмент, который позволяет
детям выйти в виртуальное пространство, так что для правильного ответа
возможностей больше. Забегая вперед: в 2015 году PISA полностью
перейдет на компьютерное тестирование.
Далее. В анкетах появились новые вопросы, касающиеся поведения учащихся
в разных социальных ситуациях. А раньше в анкетах было больше вопросов
на изучение социально-экономического статуса семей учащихся.
– По предыдущим результатам
PISA вы неоднократно ставили вопрос о дефицитах нашего образования:
подростки не умеют работать с информацией, решать практические задачи.
Была ли сделана «работа над ошибками», или мы обречены наступать на те
же грабли?
– Отвечать на этот вопрос нелегко. Конечно, мы не можем
похвастаться крупными решениями на государственном уровне, хотя в
других странах они принимаются. В Германии, например, или в Чили провал
в PISA вызвал в обществе шок, вслед за которым были приняты меры по
пересмотру школьных программ, по работе с отстающими и т.д. –
фактически была проведена школьная реформа. В Венгрии регулярно
проводятся мониторинги знаний учащихся по заданиям PISA. В Японии в
свое время министр образования лишился своего поста после низких
результатов учащихся в PISA.
Нам до этого далеко, но было бы неправильно говорить о том, что ничего
не происходит.
За 12 лет проведения исследования мы добились, во-первых, того, что
PISA и другие международные исследования начали финансировать из
федерального бюджета (с 2005 г.). Раньше эту колоссальную работу мы
выполняли бесплатно или за средства РАО. Во-вторых, начались
конструктивные дискуссии, а поначалу были недоверие к «ненашим»
подходам и нежелание их обсуждать. Одно из главных доказательств такого
признания – введение школьных стандартов второго поколения, к
разработке которых были привлечены специалисты, хорошо знающие
исследования PISA, TIMSS, PIRLS. Отсюда сама идея компетентностного
подхода. В то же время опыт Скандинавских стран показал, что бездумное
применение компетентностного подхода приводит к снижению качества
образования, поэтому традиции отечественного образования надо
сохранять. Мы пытались задачи, основанные на таком подходе, включить в
демоверсии ЕГЭ еще в 2004 году. Нас подвергли критике, и кроме того, мы
получили очень низкие результаты. И поскольку ЕГЭ – это инструмент
поступления в вуз, в самом деле, несправедливо заставлять детей
выполнять задания, которых не давали в школе.
– Может быть, данные
исследования PISA осветили некоторые проблемные точки, которые обычным
глазом заметить невозможно?
– Вот, например, влияние гендерных различий на достижения
учащихся. Если бы мы не исследовали, чем читательская грамотность
юношей отличается от читательской грамотности девушек, если бы
зафиксировали только, что у мальчиков результаты ниже, так бы все и
осталось. Но теперь мы видим, что мальчики и девочки по-разному
вовлечены в читательскую деятельность, по-разному мотивированы, читают
разные книги, и они в разной степени овладели умениями работать с
информацией. Основываясь на полученных данных, мы рекомендуем педагогам
развивать у мальчиков мотивацию к чтению, обращать внимание на то, что
они с большим удовольствием читают электронные тексты, и если их
развивать в этом направлении, то они, возможно, догонят девочек. Не
менее важны и социальные факторы: если одаренный ребенок родился в
неблагополучной семье или в семье с низкими доходами, которая не может
обеспечить его образование, значит, школа должна на себя взять
компенсирующие функции.
И здесь стоит сказать об исследовании, которое проводят совместно с
нашим центром Галина Цукерман и Марина Кузнецова. На основе
исследований PIRLS и PISA ими выстроена новая система тестов для 4, 6 и
9 классов. Цель работы – не только констатировать факт когнитивного
провала в основной школе, который уже многократно подтвержден в ходе
проведения PISA, но и найти пути решения проблемы: задать новые
ориентиры для системы образования, одновременно переучивая педагогов.
Задача измерителя – не только интерпретировать результаты, но и
поставить конкретные задачи перед работниками образования, дать им
рекомендации.
– Постоянно ведутся
разговоры об отмене тестов с выбором ответа по гуманитарным предметам.
Что вы думаете по этому поводу?
– Я с этим не согласна. Задания такого типа несут серьезную
нагрузку: во-первых, они позволяют быстро и объективно оценить
овладение значительным объемом знаний, во-вторых, они являются главным
способом проверки знаний слабых учащихся, которым подчас нужна опора
при ответах. Важно четко понимать, на что эти задания ориентированы.
Например, с их помощью можно оценить литературоведческие знания или
знание исторических дат и событий, но нельзя только ими ограничиваться.
Так, ЕГЭ по математике теперь сильно проигрывает по всем
характеристикам, в том числе тестологическим, по той причине, что из
экзаменационной работы исключили задания с выбором ответа. В итоге
снизилась надежность измерения.
Понятно, что это отчасти политическое решение, но последствия вряд ли
будут способствовать повышению качества математического образования.
– По данным
исследовательского проекта «Социальный навигатор», 47% выпускников
математических школ набирают менее 50 баллов на ЕГЭ по математике. И
снова этот вопрос: можно ли судить о качестве образования, основываясь
на результатах ЕГЭ?
– Я проводила два года назад анализ результатов ЕГЭ с учетом
типов школ и тоже выявила факты, свидетельствующие о том, что отдельные
физико-математические школы не дают хороших знаний по профильному
предмету. Значит, есть какие-то проблемы в системе образования или в
самих школах. Это тоже надо исследовать.
Разбираясь в таких вопросах, вспомним, что новый стандарт – это
триединство требований: к образовательной программе, результатам ее
освоения и к условиям ее реализации. А под условиями мы понимаем не
только материальную базу школы, но и наличие профессиональных кадров.
Если условия для обучения не созданы, никто не имеет права наказывать
за плохие результаты.
– Еще об одном измерителе
хочу спросить. Портфолио. В частности, для выявления и поддержки
одаренных детей предлагается учитывать результаты интеллектуальных,
творческих и спортивных состязаний и внеучебных достижений детей.
– Портфолио – это механизм фиксации различных достижений, и
надо понять, что с ним делать. Например, в университетах США висят
объявления с просьбой не приносить портфолио (альбомы, диски и др.),
поскольку они не знают, как все эти данные перепроверить. Вместо этого
требуют от абитуриентов характеристику из школы. Идея портфолио в
принципе правильная, но она не снимает проблемы отсутствия
инструментария для выявления талантов. Олимпиады не могут быть взяты за
основу: необходимо регулярно отслеживать развитие детей, которые
показывают разные результаты – и в учебной, и во внешкольной сферах.
Вот мы сейчас в рамках введения новых стандартов начали комплексный
мониторинг достижений учащихся начальной школы. Апробация ведется в 21
регионе. Одна из задач – выявление одаренных и разработка для них
индивидуальных траекторий совместно с учителями 5 класса. Что можно
сделать для таких детей? Организовать систему специальных
факультативных занятий, предоставить тьютора, который будет направлять
их обучение вне школы, формировать круг чтения, привлекать к участию в
олимпиадах, конкурсах. Возможности таких детей не следует упускать. Это
драма – зарыть свой талант в землю.
А Россия теряет одаренных детей. По результатам PISA, за последние 10
лет количество детей, умеющих решать самые сложные задачи и набирающих
максимальное количество баллов, сократилось в два раза. Это катастрофа
для страны, и на это надо обратить внимание.
– Одаренные – группа риска,
но ведь и отстающие – тоже…
– В особом подходе нуждаются и те и другие. В Финляндии, в
стране с высоким качеством образования, проблемным и одаренным детям
оказывается индивидуальная помощь, начиная с первого класса. На это
работают и школа, и система дополнительного образования. Опыт этой
страны свидетельствует о том, что до стандарта можно дотянуть всех
детей, за исключением только тех, кто имеет серьезные отклонения в
развитии.
У нас же происходят удивительные вещи. Например, в ходе исследований
наши эксперты выяснили, что все методики и учебники в начальной школе в
основном рассчитаны на бегло читающих детей и на помогающих им
родителей. В то же время, согласно данным наших мониторингов, 40% детей
поступают в первые классы, не умея хорошо читать. Значит, во избежание
провалов надо настроить родителей на то, чтобы они занимались с детьми.
Кроме того, необходимо решить задачу доступности дошкольного
образования. Сегодня очередь в ДОУ насчитывает около 2 млн человек.
Между тем дети, которые не посещают детские сады, в дальнейшем хуже
учатся и показывают более низкие результаты в PISA.
В ходе наших исследований обнаруживается много серьезных недостатков:
отсутствие преемственности между дошкольным и начальным образованием,
между начальной и основной школьными ступенями. Уже к концу первого
класса у детей падает мотивация к обучению. Русский язык – это один из
самых нелюбимых предметов в начальной школе.
Мы пытаемся обратить внимание государства на эти проблемы и надеемся,
что нас услышат.