ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Заложники баллов
По мнению социологов, понятия «осознанный выбор», «осознанные стратегии» теряют смысл в ситуации, в которой оказались выпускники с введением ЕГЭ
Стратегии использования ресурсов своих баллов у выпускников
разные – какие именно? Ученые-социологи, взявшиеся изучать вопрос,
сразу столкнулись с проблемой: либо выбор детей считать нерациональным
(не по правилам), либо с введением системы ЕГЭ изменилось само понятие
выбора…
Привычно думать, что вопрос «куда поступать» решается
заблаговременно, это выбор экзистенциальный, мотивационный, ибо
поступление в вуз – первый серьезный шаг во взрослую жизнь. Сегодня
заблаговременные стратегии неактуальны, все решает автоматизированный
балл, до получения которого человек не может определить свои шансы.
Судя по данным исследователей, в основе выбора позиция
«платность/бесплатность». И второе: решение принимается в день и даже в
момент подачи документов. Причины выбора поступившие описывают
постфактум, и понять истинные очень трудно.
В то же время увидели: у школьников вообще отсутствуют представления о
профессиях, у них теперь одна забота: туда физика нужна? химия?
информатика?
Итак, опрашивали первокурсников по поводу выбора вуза, специальности.
Оказывается, зачастую вузы и специальности, куда «метили» выпускники,
даже не пересекаются, то есть стоматолог – ядерная физика –
журналистика в одном залоге, «модно».
Социологи пытались это объяснить. Ни доход семей, ни успеваемость, ни
социальный капитал семьи на выбор не влияют. Действие выбора в
большинстве случаев нерефлексивно.
Изучали, например, трудности и самочувствие первокурсников московских
вузов, это лонгитюдный проект, включающий опросы до поступления и
после. Трудность обучения, уверенность в будущем, самоощущение,
удовлетворенность – опросы по этим параметрам показали: очень большая
группа студентов недовольна выбором, собирается сменить направление
подготовки – «я пришел не в то место». Однако система высшего
образования ригидна, и по факту, раз они пришли сюда, будут тут все 5
лет. Кому от этого лучше? Где корни этой печали? По мнению
исследователей, ребенок вынужден принимать любое решение, потому что
никуда не поступивший – неудачник, позор семьи и школы.
Что делать? Вы не поверите, но в обсуждениях специалисты предлагали
призвать психологов, которые будут «перестраивать карьеры молодых людей
прямо в вузе». Об изменении системы, в которой ребенок становится
заложником разбалловок, и не помышляют.
...Социологи разводили руками, потому что слова «выбор», «стратегия»
теряют смысл в ситуации, в которой оказались дети с введением ЕГЭ.
Подлинная мотивация – роскошь, сознательный выбор – утопия. И вот новая
примета, которую уловили социологи: в ситуации полной неопределенности
дети все больше жмутся к семье. Не в том дело, что у ребенка денег нет,
а выбор «хочу и буду» все же можно реализовать платно. Совсем странные
вещи обнаружили, когда спрашивали родителей и детей (помещенных в
разные комнаты) о выборе вуза и предпочтениях ребенка. То есть можно
было и не разводить, потому что независимые ответы во всем совпадали: и
где учиться, и планы на жизнь, и даже что ребенок делает за
компьютером. Само собой, большинство детей и взрослых уверены, что
будущее ребенка определяет семья.
Что на круг? Патернализм. Зависимость. Ограниченность. Никаких высоких
мотивов. И дайте им в вузы психологов и тьюторов, чтобы смогли
вытерпеть учебу там, где учиться не особо хотели, да и не хотят.
Но главное, конечно, не в том, что «других детей у нас нет», а в том,
что такими их делают сознательно, при помощи специально разработанных
стратегий инновационного развития.
Обзор материалов сессии «Образовательные траектории»
(председатель Давид Константиновский, Центр социологии образования РАН)
подготовила Нина ЧАПЛЫГИНА