Весенняя эпоха образовательных открытий!
Подводим итоги XI Московского педагогического марафона учебных предметов
Учителя готовы
сделать свою жизнь чуть сложнее и интереснее
Что было заметно сразу: как в прежние годы учителей
интриговали ЕГЭ, так теперь их «достают» ФГОСом: «уже пришел», «в
скором времени будет», «три уровня результатов – предметные,
надпредметные и личностные – нельзя рассматривать по отдельности». И
далее: учителя не готовы, а УМК не подтянулись, и что же будет в 2014
году, когда дети с компетенциями придут в основную школу?
Однако практика даже самых лучших учителей показывает, что, несмотря на
замечательные идеи новых стандартов, заниматься проектами приходится за
рамками уроков, которые по-прежнему проходят в соответствии с
неизменным поурочным планированием и оцениваются старыми мерками
(Владимир Головнер, День учителя химии). То есть подтянуться не может
система управления. Содержание ФГОСов не соответствует содержимому
голов чиновников. «А реализация стандартов нового поколения на основе
старой методической системы невозможна», – утверждал Алексей Либеров на
Дне учителя биологии.
Но кто же признается, что он ретроград! Они вот рейтинги очень уважают.
В разные предметные Дни поднимался вопрос чрезмерной увлеченности
руководства диагностикой – детей гоняют в Центр чуть ли не через две
недели. «Коллеги, никто вас заставить проходить диагностику не может,
обязательна только плановая проверка по заданию департамента
образования. Все остальные виды диагностики – только добровольно», –
говорила Марина Демидова в День учителя физики.
Как выяснилось на марафоне, это вообще большая проблема: чьи только
потребности школа не обслуживает. Туда их ведут, для тех они готовят,
для еще каких-то организаций пишут. И никакого регулирования, кроме
устного распоряжения директора. Оказывается, проблема известна
руководству Департамента Москвы, там введено новшество: все
распоряжения теперь проходят дополнительную проверку на осмысленность,
прежде чем стать обязательными к исполнению. Об этом рассказал учителям
приехавший на закрытие марафона Исаак Калина.
Еще один момент: разработкой спецификаций контроля мало кто озабочен,
хотя любой родитель имеет право спросить: а покажите мне спецификацию
административного теста для четвероклассников? Большинство руками
разведут. Об этой нестыковке новых методов и старого мышления говорила
в День английского языка Елена Соловова.
Что касается ЕГЭ, его вредоносность сформулировали в этом году
географы: «Тестирование превращает предмет в опилки, разрушая
целостность представлений ребенка» (Раиса Грачева). Оказывается, даже
ученые страдают от того, что в головах детей и учителей закрепляются
поверхностные представления, которые следует заучивать в угоду баллам.
Разговоры о движении науки и новых тенденциях становятся бессмысленными
на уроках.
Тем не менее все выступавшие в эти дни члены предметных комиссий ЕГЭ
уверяли, что их главная задача – приблизить КИМы к содержанию предмета.
Например, «чтобы мы учили детей не сдавать ЕГЭ, а учили их математике»
(Алексей Семенов, День учителя математики); «чтобы государственная
аттестация не входила в противоречие с задачами преподавания русского
языка и была полезным делом, а не головной болью» (Ирина Цыбулько, День
учителя русского языка).
Трудное счастье профессии учителя – соединять несоединимое, превращать
невозможное в реальное.
Опять много говорили про IT, но «для детей любого возраста совместное
учение – со-учение со взрослым по-прежнему важнейший источник
эмоционального переживания учебной деятельности. Без этого формирования
субъективной позиции у ученика не происходит» (Елена Гращенкова, День
дошкольного образования).
Все дни перед участниками марафона крутился калейдоскоп самых разных
идей проведения уроков, в то же время «в процессе обучения мы должны
спрашивать ребенка: что ты сейчас делал? для чего? каким образом ты это
делал? как проверил результат своей работы? как ты его оцениваешь? как
можешь исправить то, что не получилось?» (Марина Битянова, День учителя
начальной школы). Но разве получится много сделать, если учить
рефлексивно?
Выбор перед учителем нереальный: активность или рефлексивность? Делать
или думать? «Нам свойственно излишне опекать ребенка и давать ему
бесчисленные советы, как лучше. Это стремление надо сдерживать, пусть
сам ребенок решит, как ему лучше», – говорила Ольга Захарова на Дне
учителя немецкого языка. Приводила пример: нам легче самим завязать
шнурки ребенку, чем подождать, пока у него получится, или как-то его
смотивировать. Не даем поймать момент успеха.
И в целом: тут не даем, там не такой пример показываем, здесь не все
учитываем. Даже проблемы инклюзивного образования упираются, как
оказывается, в нетолерантное поведение учителя.
От постановки непосильных задач и слишком суровой самокритики
предостерегала коллег на своем мастер-классе Софья Нартова-Бочавер в
День школьного психолога: «Кто ни разу не отказался от выходных,
любимых развлечений ради работы?» В зале не поднялась ни одна рука.
Но как ни выкладывайся учитель, все равно в иерархичной структуре школы
столкновение интересов и характеров неизбежно. Конфликты! Основной
рецепт прекращения всяческих возмущений – напоминание
противоборствующим сторонам о целях пребывания в школе (Светлана
Манухина, День школьного психолога).
Краудсорcинг
где-то рядом
Не то что нам хочется выстрелить таким красивым словом,
которое, кстати, обозначает привлечение чужих (добровольных) ресурсов
для решения своих задач. Хочется дать имя тем процессам, которые уже
зарождаются в школьной жизни, и на марафоне это было хорошо слышно.
Разумеется, по-русски сказать – «сотрудничество», но слово истрепали. А
тут – конкретно: помоги мне бесплатно, если хочешь, в этом и в том.
«Когда человек понимает, что его открыто привлекают в качестве ресурса,
это не вызывает протеста» (Марина Битянова, День классного
руководителя).
Но к делу. «Школа открывается для разнонаправленных социальных связей,
понимая, что в одиночку проблемы воспитания и обучения не решить. Да и
внутри самой школы есть еще неиспользованные ресурсы», – говорили на
Дне школьного библиотекаря. Но ведь и кроме библиотеки в школе таится
немало нераскрытых кладов. Просто не все сотрудники школы чувствуют
себя полноправными участниками образования и воспитания. Не все
родители. Микрорайон, предприятия, администрация района. Не с просьбой
«о средствах на…» школа должна обращаться к миру, а с предложением о
слиянии ресурсов (они же не только денежные) в пользу общего дела.
Марина Битянова так и говорила: работать в старой парадигме, когда
личного авторитета руководителя было достаточно для решения любых
вопросов, уже нельзя. Не те вопросы пошли. Надо учиться использовать
ресурсы других людей и становиться ресурсом для кого-то. Условие
подобного взаимодействия – заинтересованность.
Однако дискуссионные площадки, которых было немало на марафоне,
наглядно показали: стремление учителя единолично управлять всем на
занятии с детьми, стремление руководителя держать в руках все ситуации
целиком – это сидит в нас очень глубоко. Было так: моменты дискуссии
(!), когда разговор выходил из-под контроля ведущего, воспринимались
слушателями как провал, проводились по рангу «плохо подготовились».
Что необходимо: договариваться, просить и объяснять «зачем», идти на
уступки, а не только натягивать вожжи. Мотивировать, вдохновлять,
увлекать, а не только требовать «вы должны».
Не должны. Мы хотим или нет. Можем или не можем. Как говорили на
марафоне, педагогическая одаренность лишь отчасти имеет биологическую
природу. Одаренность – это комплекс способностей, которые можно развить.
А значит – безопасная среда, значимые люди в окружении и осмысленный
труд с удовольствием.
Таким был основной месседж с Марафона-2012.