Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Лоренс Коэн
Игры, которые воспитывают
Минск: Попурри, 2009

Автор, американский психолог, много лет занимающийся игротерапией, предлагает родителям воспитывать своих детей в процессе игры, получая при этом удовольствие, «радуясь их новым достижениям, врачуя их ушибы или просто помогая выплеснуть наружу кипучую энергию». Он считает, что это самый естественный способ взаимодействия с ребенком, ведь взрослый в совместной игре может «утрясать такие неизбежные проблемы, как ссоры, борьба за первенство, соперничество между детьми и другие мудреные случаи», а заодно найдет ответы на вечные взрослые вопросы «относительно поддержания дисциплины и правомерности наказания».
Автор сумел удивительно точно найти тональность разговора, не скатываясь к банальным советам на все случаи жизни и не отвращая читателя заумными рассуждениями. Ситуации, описанные им, узнаваемы и легко примеряются к собственному опыту. В то же время он вполне серьезно объясняет «анатомию» той или иной ситуации, процесса, выявляет причины разных моделей детского поведения.
Например, в главе «Умение принять бурные чувства (их и наши)» сначала терпеливо разъясняет, какие эмоции становятся причиной проблемного поведения, какие социальные мифы и стереотипы приучат нас с пеленок не выражать свои эмоции свободно и к чему это приводит. Так, детская агрессия в период развода родителей может быть вызвана тем, что ребенок стыдится сказать открыто: «Я испытываю страх и нуждаюсь в тебе». Игра же дает простор для щедрого выражения эмоций. Автор предлагает множество простых и привлекательных игровых ходов, чтобы помочь ребенку в этом.

А.Ю.Татаринцева, М.Ю.Григорчук
Детские страхи
СПб.: Речь, 2007

Для начала авторы предлагают определить, что такое страх, выяснить причины разных его типов: «К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают именно по вине родителей» – из-за семейных неурядиц, недостаточного внимания со стороны взрослых или, наоборот, гипер­опеки. В разном возрасте ребенок боится разных вещей: наказания со стороны родителей, разлуки с ними, воды, замкнутого пространства, катастроф, смерти – и это только в дошкольном возрасте. Начиная с семи лет ребенок осваивает новую социальную позицию и… обзаводится новыми страхами.
Для того чтобы справиться с ними – а детские страхи, к счастью, проходят довольно быстро и практически бесследно, если помочь ребенку вовремя, – нужна достаточно эффективная диагностика. Авторы советуют предложить ребенку внушительный список страхов и расселить их по двум домам: то, чего ребенок боится, отправится в черный домик, а нестрашные страхи – в красный. Параллельно проводится опрос родителей. После этого можно приступить к процессу выявления причин преодоления. Одним из наиболее действенных методов авторы считают куклотерапию. «Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей».
Значительная часть книги посвящена тому, как изготовить разные типы кукол и как их использовать для работы с детскими страхами. Например, разыгрывать этюды, писать письмо своему страху. Для коррекции разных страхов предложено несколько комплексов игровых заданий и упражнений. Поскольку и в появлении, и в преодолении детских страхов большую роль играют родители, для них разработан специальный тренинг. А для тех, кто решится на самостоятельные инсценировки, предложены соответствующие тексты.

Рейтинг@Mail.ru