Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Надежда Качан: «Критерии оценки работы учителей должны задаваться в зоне ближайшего развития педагогического коллектива»

Директор лицея № 1 города Канска Надежда Качан уже много лет ведет занятия по курсу управления качеством образования для слушателей Красноярского краевого ИПКиППРО (лицей является его базовой образовательной площадкой). Примеры из собственной практики, которые приводит директор, вызывают особый интерес слушателей. Вопросов возникает много, и прежде всего тех, что связаны с финансовой проблематикой и с возможностью переноса опыта канского лицея в другие школы. Публикуем ответы Надежды Качан на эти вопросы. 

Откуда деньги?

Если кто-то предполагает, что наш лицей каким-то особым образом финансирует региональная власть, – отнюдь нет. Мы обычная школа, которая получает деньги из общих государственных фондов. Другое дело, что мы уже давно участвуем во всех грантах и конкурсах. Причем вначале для нас были важны даже небольшие гранты. Например, мы ежегодно участвовали в конкурсе «100 классных проектов» и выигрывали по 2–3 гранта по 100 тысяч рублей. Конечно, старались участвовать и в конкурсах с более высокими ставками, и со временем стали выигрывать их все чаще. Например, когда выиграли региональный «зарплатный» конкурс, связанный с разработкой и апробированием НСОТ, в своей номинации (статусной школы), то к 17 миллионам годового фонда оплаты труда у нас добавилось аж 5 миллионов, то есть 30 процентов. Помнится, когда фонд развития школы у нас был где-то около полутора миллионов, наша грантовая «подпитка» составляла более 4 миллионов. О чем это говорит?
Прежде всего о том, что в системе образования денег много, но они не даются просто так. Чтобы их получить, школе надо участвовать в конкурсах: подавать заявки, обосновывать их, показывать социальные эффекты, которые даст реализация проекта.
Проблема в том, что у школьных управленцев часто недостает инициативности. Недавно разговаривала с одним из наших директоров: «Почему ты не участвуешь в конкурсе по апробации нового оборудования?» «Так оборудование и так потом дадут». «Дадут-то дадут, но на миллион сто пятьдесят тысяч, а те, кто будет апробировать, получат гораздо больше…»
Сегодня руководителям надо мыслить иначе. Им нужно знать информацию обо всех долгосрочных целевых программах в области образования. Знать, как и в каком году эти программы будут финансироваться, на что будет обращаться особое внимание в конкретный период. Например, в 2012 году в фокусе внимания будет летний отдых. Значит – что? Пишем качественную программу по летнему отдыху.
Кроме того, дополнительные финансовые вливания мы получаем и за счет распределения «лишних денег» по итогам тарификации. Каким образом? У нас демографическая динамика такова, что ежегодно система образования города – 20 школ – теряет до 14 класс-комплектов. А поскольку новый финансовый год начинается не с 1 сентября, как учебный, а с первого января, то заложенные на обучение «потерянных» классов средства оказываются «лишними». Эти деньги распределяются между школами города на основании специально разработанных и утвержденных городским советом поправочных коэффициентов качества. А поскольку по этим показателям у нашего лицея качество очень высокое, то ежегодно мы «отвоевываем» до 4 миллионов рублей дополнительно к фонду материального обеспечения. Причем, поскольку я по образованию экономист, мне удалось доказать в экономическом отделе регионального министерства образования, что в лицее эти деньги целесообразно тратить не на развитие материальной базы, а на содержание дополнительных ставок. То есть за счет этих средств я и наращиваю фонд оплаты труда.

Можно ли транслировать  опыт развития?

Напрямую нашу практику управления качественными изменениями в другие школы транслировать нельзя. Ведь в каждой школе своя особая ситуация, так что должны быть свои показатели и критерии качества. С нашей точки зрения, планку надо ставить так, чтобы она была посильна приблизительно для 85% педагогов, но при этом не оказалась слишком легкой. Другими словами: конкретные показатели и критерии оценки работы учителей должны задаваться в зоне ближайшего развития большинства членов педагогического коллектива.
Означает ли это, что наш опыт бесполезен для других школ? Вовсе нет! Но только в том случае, если школьные руководители воспримут его на уровне модельного подхода к развитию образовательного учреждения. Но исходить при этом надо из собственных приоритетов в области качества образования и грамотной оценки ситуации, которая сложилась в школе, понимания сильных и слабых сторон образовательного учреждения, профессионального уровня учителей, взаимопонимания с родителями в вопросах развития школы.
Конечно, некоторые универсальные принципы повышения качества школьного образования перенести можно. И прежде всего – принцип наращивания учительского потенциала, а также связи критериев качества с оплатой труда.

Подготовил Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Рейтинг@Mail.ru