Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Витковский Анатолий

Управляя качеством – управляешь развитием

Практический опыт образовательных реформ в одном отдельно взятом лицее

По действующему законодательству за качество образования отвечает школа. Но что это означает в условиях перехода на стандарты второго поколения? Да, продекларированы принципиально иные образовательные результаты, но ясности в отношении того, как их достигать, нет. По сути, школы должны самостоятельно, «на ходу» вырабатывать качественно новое содержание образования. Конечно, можно до последнего ждать, когда придут более четкие указания сверху, а можно воспринять эту ситуацию как вызов себе и школе и попытаться самим совершить переход к «новому качеству». Сегодня мы рассказываем об опыте лицея № 1 города Канска Красноярского края.

«Другое» общее образование

Сейчас уже трудно сказать точно, с чего все началось, поскольку, как говорит директор лицея Надежда Качан, вопрос качества школьного образования ее интересует давно. «Ведь это вопрос о смысле: ради чего мы работаем? Ради чего существует школа?»
Пожалуй, за точку отсчета можно взять весну 2008 года – время, когда управляющий совет лицея начал работу по прояснению так называемого гражданского заказа, то есть ожиданий и запросов родителей. Уже тогда Надежда Николаевна понимала, что у части родителей взгляд на хорошее образование близок к ее собственному видению и к позиции ее коллег. Наверное, из этого понимания и родилась идея: а что, если преобразовать процесс прояснения родительских запросов в совместную с родителями разработку концепции качества образования, а потом закрепить это общее видение локальным актом, как закон, определяющий лицейскую жизнь? Конечно, директор предвидела, что осуществить замысел будет непросто, но в чем-то главном сойтись можно. Ведь практически все родители хотят, чтобы их дети жили лучше, чем они. А большинство наверняка понимает, что сдача ЕГЭ и высшее образование не гарантируют, что ребенок сможет состояться во взрослой жизни. Значит, помимо подготовки к ЕГЭ школа должна работать на что-то другое, что помогло бы детям социализироваться и самореализоваться.
Но что «другое» должна делать школа? Идей, в том числе и реализованных, к тому времени было немало. И ответ на вопрос, по крайней мере в первом приближении, можно было дать.
Но школьная администрация решилась на рискованный шаг – начать вырабатывать общий подход к качеству лицейского образования вместе с родителями. Была организована специальная работа в формате переговорных площадок. Сначала обсуждались концептуальные вещи с родителями – союзниками учителей в понимании главных образовательных задач. Потом круг стал расширяться, пока в процесс не были включены все. «Мы собирались в лицее почти каждую неделю и устраивали настоящие мозговые штурмы! – вспоминает Надежда Качан. – А потом еще дистантно обменивались друг с другом своими идеями и сомнениями. Напряжение было такое, что головы ”кипели”!»…
Через 8 месяцев политика лицея в области качества образования была разработана и согласована с родителями. А в декабре 2008-го – принято «Положение о качестве образования в лицее № 1».

Ради чего работает школа?

Главный тезис «Положения о качестве…» таков: лицейское образование направлено «на индивидуальную творческую самореализацию ученика через его продуктивную образовательную деятельность». Эта установка соотносится с миссией лицея – помочь ученику осознать свои сильные стороны и реализовать свой потенциал в какой-то практической области. «Многолетняя практика убедила нас: когда ребенок начинает реализовать себя в том, в чем он силен, не важно, в предметном ли обучении, в искусстве или спорте, его слабости начинают нивелироваться, – говорит Надежда Качан. – Главное – дать ребенку возможность проявить себя в своей сфере, чтобы он почувствовал себя значимой личностью. А когда ребенок чувствует, что значим, он уже не может позволить себе не знать каких-то базовых вещей, скажем, в математике, даже если она ему менее интересна, чем тот же спорт, и трудно дается».
Отсюда два стержневых принципа образовательной программы лицея: принцип «понимающего продуктивного действия» (ППД) и принцип «инициативного ответственного действия» (ИОД).
Принцип ППД означает, что образование в лицее ориентировано на достижения (успешность) каждого педагога и ученика. А под «достижением» понимается любое, относительно своего прежнего уровня, продвижение в тех вещах (учебной и вне­учебной сферы), которые человек «понимает, внутренне принимает и целенаправленно делает».
В свою очередь, принцип ИОД предполагает, что качество оценивается по проявлению (ребенком, учителем, родителем) личностно или общественно значимой инициативы, по возложению на себя ответственности за какое-то дело и доведение его до конца.
Эти два принципа были определены как главные не случайно. Опыт инициативных и продуктивных действий развивает субъектность ребенка. Он начинает понимать, какие у него задатки и способности, в каких видах деятельности ему было бы интересно их применить сейчас и в будущем, что надо сделать, чтобы расширить и осуществить эти жизненные перспективы. А в итоге – он станет более осознанно подходить к своим жизненным выборам.

Среда для самореализации

Понятно, что для достижения подобных результатов необходима особая образовательная среда. При разработке «Положения о качестве…» было решено, что в пространстве уроков развивающая среда будет создаваться с помощью методов личностно-ориентированного образования. В частности, технологии задачного подхода (в виде разноуровневых личностно-ориентированных заданий); технологии учебного диалога, обеспечивающей субъектно-смысловое общение и рефлексию; технологии имитационных игр. А также технологий, нацеленных на формирование определенных компетентностей: решения проблем, коммуникативной, освоения академических знаний.
Для внеурочной сферы были разработаны специальные программы, расширяющие возможности для самореализации: новые элективные и специальные курсы, фестивали и интеллектуальные конкурсы, уникальные институциональные структуры. Так, для запуска и методической поддержки проектной работы было решено создать Лицейскую проектную компанию (ЛПК) с отдельным бюджетом.

Главный двигатель перемен

Однако самые смелые замыслы могут так и остаться на бумаге, если не найден эффективный механизм их реализации. «Главное для меня, – говорит Надежда Качан, – определить ключевые точки – процессы, совершенствование которых вытянет за собой все остальное».
Таких «точек» было выделено три: наращивание потенциала учителей; изменение содержания образования; психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
А дальше необходимо было связать эти ключевые процессы с оплатой труда. «Ведь один из основных двигателей, запускающих перемены в социальных институтах, – экономический, – отмечает Надежда Николаевна. – Люди, за исключением энтузиастов, которых всегда мало, не очень готовы делать что-то новое, пока не убедятся, что за это платят».
Поэтому к «Положению о качестве…» педагоги разработали «Матрицу показателей качества образования в лицее г. Канска», где подробно прописали показатели и критерии оценки качества образовательных результатов, процессов и условий, а также основные индикаторы и способы оценивания.
К примеру, в разделе «качество процессов» есть критерии: использование «современных образовательных технологий» и «компетентностно-ориентированных заданий». Оценивание происходит три раза в год в форме случайных замеров качества работы учителя на уроке. Для этого разработан экспертный лист урока, где указано, за что и сколько (в соответствии со степенью проявленности на занятии) баллов начисляется по каждому конкретному критерию. Один замер делает представитель администрации лицея, другой – представитель профильной для педагога кафедры, третий – кто-то из родителей. Затем баллы суммируются и вычисляется среднее арифметическое. В зависимости от конечной суммы баллов, набранной педагогом, ему начисляется доплата из надтарифного фонда.
В матрице более 10 различных показателей, в том числе касающихся внеурочной работы учителя и общеучебных достижений учеников.
Для них тоже есть ряд критериев, а для оценки используются различные срезовые контрольные работы, в том числе на основе заданий, созданных по типу международных исследований «PISA» и «TIMNS». Результаты оценивания также переводятся в баллы, за которые начисляются доплаты. В итоге за высокое качество работы педагоги могут получить до 13 000 рублей дополнительно к базовому окладу.
Отметим, что процедура оценивания постоянно совершенствуется. Изменения в матрицу и экспертный лист урока вносятся каждые полгода, в том числе на основании сопоставления оценки работы учителя на уроке и оценки достижений учеников. Такой сравнительный анализ помогает понять, насколько достоверны полученные результаты и что надо сделать для снижения субъективности в оценивании.

Работа с профессиональными «дефицитами»

Итак, показатели качества в связке с оплатой труда задали направление профессионального развития педагогов. Но как добиться того, чтобы работа в этом направлении шла системно, в продуктивных формах и опиралась на мощную психолого-педагогическую поддержку?
Начали с определения имеющихся у педагогов «дефицитов». Разумеется, сильные и слабые стороны учителей директор лицея и ее заместители в общих чертах представляли. Однако Надежда Николаевна попросила учителей самостоятельно проанализировать свою работу и написать текст в свободной форме. На основе текстов проблемы были разделены на несколько групп. Одной из основных оказалось недостаточное знание различных педагогических школ и технологий. Проблему решили за счет мобилизации внутренних ресурсов: организовали обмен опытом внутри коллектива, повысили эффективность методического сопровождения. К примеру, педагоги, хорошо владеющие конкретными способами работы, объединились в творческие группы. И готовили для коллег подробные презентации по различным технологиям.
Некоторые выявленные дефициты оказались неожиданными для директора. Например, проблема, которую условно обозначили как «низкая эмоциональность урока». Оказалось, что включение отдельных приемов для повышения мотивации дает очень маленький эффект, если урок не рассматривается в его целостности. Хороший же урок выстраивается так, что методические ходы, аудиовизуальные средства, интонация, расположение учителя и учеников в классе и другие элементы учебного действа работают на усиление друг друга…
И началась работа на повышение «синергии» учебных занятий: был введен курс ораторского мастерства для педагогов, организовано несколько показательных уроков, оргдеятельностных игр и рефлексивных сессий.
А еще была введена норма: более 7 минут учитель на уроке не говорит (за исключением, конечно, особых случаев). Монологичные уроки по определению не работают на развитие ключевых компетенций и учебной самостоятельности. Да и внимание класса нередко расплывается.
Таким образом, работа с дефицитами позволила «поставить» хороший урок.

Как вырастают детские инициативы

Одновременно происходили изменения и во внеурочном пространстве. Начали вводиться новые ставки педагогов дополнительного образования. Появились различные объединения: художественно-эстетические (кукольный театр; хореографический кружок; кружки вокала и сольного пения); предметно-познавательные (научное общество учащихся; детская общественная организация «Кто Я?»; школьное телевидение «ЛТВ»); творческие объединения старшеклассников (Литературная гостиная; детская общественная организация «Я – избиратель!»); спортивные (клуб «Меридиан-14»). И вся эта мощная система была сориентирована на то, чтобы каждый ученик смог попробовать себя в разных сферах деятельности, найти свою нишу.
В общих чертах этот процесс организуется так. Через три месяца после прихода ребят в первый класс проводится первый педагогический консилиум. На нем собираются администраторы, педагоги начальной школы, психологи, а еще приглашаются воспитатели детских садов, которые занимались с ребятами до школы. Вместе они решают: о чем стоит поговорить с родителями конкретного ребенка?.. Куда можно посоветовать его направить? Если потом оказывалось, что ребенку не очень нравится заниматься, скажем, хореографией, взрослые не настаивают, а ищут более привлекательную альтернативу.
Чтобы стимулировать процесс само­определения, Лицейская проектная компания в течение года работает по трем направлениям: социальные проекты, проекты в области обучения и проекты в сфере соуправления. Ребятам предлагается индивидуально или объединившись в группу выдвинуть свою идею и реализовать ее (в подобном инициировании хотя бы раз в год должен принять участие каждый лицеист). Но реализация может начаться только после утверждения проекта в проектной компании, которая выделяет из своего бюджета соответствующие средства.
В качестве примера можно привести проект группы первоклассников «Знаки» с бюджетом 500 рублей. Изучив особенности дизайна дорожных знаков, дети по аналогии сделали «запрещающие» и «разрешающие» знаки лицея, которые до сих пор висят в соответствующих местах. Например, рядом со школьной лестницей – предупреждение, что по лестнице бежать не стоит.
Естественно, у проектов учеников основной и старшей школы бюджеты гораздо больше, но и требования строже.
Отметим также, что помимо методистов Лицейской проектной компании с учениками основной школы работают сотрудники другого подразделения лицея – Центра планирования карьеры. Их деятельность нацелена на то, чтобы ребята могли строить свою образовательную траекторию более осознанно и осмысленно.

Впервые за 18 лет…

Через несколько лет после принятия «Положения о качестве…» Надежда Качан смогла сказать, что она «никогда не чувст­вовала себя так комфортно, как в последние три года». Почему? «Потому что впервые за 18 лет управленческой работы я увидела в жизни школы системные изменения».
А что значит системные изменения? Вот пример. В матрице есть параметр икт-компетентность учителя. Вначале она оценивалась по умению учителя пользоваться интерактивной доской, в частности по наличию файл-папок с презентациями уроков. В зависимости от количества презентаций педагогу начислялись баллы, за которые шла доплата. В течение года практически все учителя научились создавать и использовать в работе подобные презентации. Поэтому в экспертный лист урока был введен другой индикатор: написание программных продуктов для интерактивной доски. А спустя некоторое время по инициативе администрации лицея на региональном уровне был проведен конкурс программных продуктов, где в числе финалистов оказались 11 (!) педагогов лицея.
Примеры подобных подвижек можно привести не только в сфере икт-компетентности, но и в сфере освоения новых методик, написания рабочих программ и в других областях.

Воспитание уважением

И здесь хотелось бы обратить внимание еще на один принципиально важный момент, благодаря которому эти изменения стали возможны, – готовность учителей принять перемены на ценностном уровне: «Положение о качестве…» задавало нормы отношений в лицее на протяжении многих лет. И речь прежде всего идет о признании самоценности каждого человека (отсюда и акцент на развитие ребенка как субъекта, определяющего свой жизненный путь).
В поведенческом плане это проявляется, например, в том, что директор каждое утро встречает детей у порога и с каждым здоровается. «Это не столько им нужно, сколько мне: увидеть всех, посмотреть ребятам в глаза, понять, какое у кого настроение… Своим уважением к ним я демонстрирую норму отношений «взрослый–ученик». Ребята же впитывают такие вещи, как губки. Поэтому, когда в школу приезжают гости, наших детей не надо предупреждать о необходимости поздороваться. И учителям мое «здравствуйте» тоже передается. Это как цепная реакция…»

Время «поднимать планку»

Когда в лицее познакомились с текстом новых стандартов начальной школы, стало понятно, что «многие вещи мы угадали». В то же время обнаружилась новая проблема. «Нам было ясно, что ни одна из методик, по которым мы работали, не схватывает все три типа результатов: предметные, метапредметные и личностные,– рассказывает Надежда Качан. – Дело в том, что, на наш взгляд, эти результаты не достигаются по отдельности, это целостное приращение. Метапредметные эффекты нельзя получить «в отрыве» от предметных и личностных. А целостно со всеми этими вещами ни одна педагогическая технология не работает. Может быть, кроме мыследеятельностной. Но даже и она, видимо, все до конца не схватывает».
Осмысливая ситуацию вместе с коллегами, директор пришла к выводу: чтобы реализовать новый стандарт, учителю важно понимать, как в работе с конкретными детьми комбинировать разные технологии. При этом педагог может, например, не применять технологию Занкова, но чтобы успешно учить детей, которые перешли в основную школу из занковского класса, философские и дидактические основания этой технологии ему знать необходимо.
…Так что в текущем учебном году в матрицу показателей качества был введен новый параметр: полиструктурное видение технологий, обеспечивающих реализацию ФГОС.

Рейтинг@Mail.ru