Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ШКОЛА И ОБЩЕСТВО


Ирина Хоменко: «Открытость – это не риск, а преимущество при поиске ресурсов»

Организаторы конференции подводят первые итоги

Мы попросили организатора конференции Ирину Хоменко поделиться опытом и соображениями о принципах организации взаимодействия школы с социальными и коммерческими институтами. Чтобы те, кому покажется перспективным такое направление поиска новых ресурсов – причем не только материальных, но и педагогических, – могли воспользоваться ее рекомендациями.


– Откуда такой непривычный состав участников на сугубо педагогической конференции?

– Система образования исчерпала свои ресурсы. Раньше государство командовало: что делать, в какую сторону развиваться, что давать ребенку в школе, как работать с родителями. Сегодня образование вынуждено взаимодействовать не столько с государством, сколько с обществом. Один из самых важных запросов семьи – чтобы выпускник свободно входил в разные сообщества, легко адаптировался. А школа сама не очень-то ориентируется в реалиях современной жизни и крайне редко использует ее как ресурс. Поэтому одна из целей конференции – показать школе, какие возможности существуют для нее в сфере бизнеса и некоммерческой сфере, каковы запросы «социально-экономического сектора» и родительского сообщества.

– Насколько охотно откликаются представители бизнеса на подобные предложения?

– Участников оказалось даже больше, чем мы рассчитывали. Это явно нарождающаяся тенденция. Хотя мы убедились, что в бизнес-компаниях благотворительными проектами занимаются не специально ориентированные на это люди, а специалисты по связям с общественностью или по работе с персоналом. И поиск партнеров оказался делом нелегким.

– Что же оказалось решающим аргументом?

– Поддержание деловой репутации, формирование позитивного имиджа. И тем, кто будет заниматься поиском партнеров, нужно будет учитывать этот фактор и обязательно обнародовать результаты совместных проектов, активно выражать благодарность организациям и компаниям, которые пошли на сотрудничество со школой, например.

– Есть ли перспектива у подобной деятельности в нестоличных городах?

– Проблема «не-встречи» заинтересованных друг в друге людей, организаций возникает всюду. Даже если посмотреть на сайты школ, мы увидим, что они почти никогда не публикуют ценности школы, ее потребности в связях с внешним миром. А при поиске социального партнера очень важно быть открытым, то есть максимально точно себя позиционировать. Мы в большинстве своем еще не поняли, что открытость – это не ограничение безопасности, а преимущество при поиске ресурсов.

– Как это может выглядеть на практике?

– Даже в районном городе школа может через местную газету информировать сообщество о своих проектах, достижениях, планируемых событиях. Мы ведь очень мало знаем об успехах и потребностях системы образования. И надо сказать, упрекнуть в этом можно прежде всего саму школу. Даже если не удается наладить сотрудничество с местными СМИ, можно развешивать афиши, раздавать буклеты в городском парке, около рынка, в магазинах, на центральной улице. Можно устраивать акции с привлечением сообщества. Кстати, ученики получат отличный опыт проектной деятельности, которая по новым ФГОСам становится обязательной составной частью образования. И не нужно замыкать детей в рамках школы и сосредотачиваться на отвлеченных темах, пусть они создают продукт, востребованный обществом.

Беседовала Марина ЧЕРНЫХ

Рейтинг@Mail.ru