Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ШКОЛА И ОБЩЕСТВО


Куценко Елена

Одинокая школа желает познакомиться…

Поиск социальных партнеров – от благотворительности к сотрудничеству

Общественное мнение огорченно пеняет школе: дети инфантильны, эгоистичны, безграмотны, у них нет гражданского сознания, они не помогают ближним и не любят читать... и нет конца этому списку претензий. Школа вяло отбивается, мол, посмотрите на себя, мы же не можем нейтрализовать весь негатив, который дети перенимают в социуме. Некоторые школы героически строят вокруг себя оазис культуры, раз и навсегда усвоив, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Такой подход все больше усложняется из-за того, что финансирование с каждым годом суживает возможности. Как же преодолеть почти трагическую ситуацию не-встречи школьного сообщества и социума? На этот вопрос пытались ответить участники VIII Международной научно-практической конференции «Образование и семья: проблемы социального партнерства», состоявшейся в Санкт-Петербурге 22–23 марта. 

«Вам это зачем?»

Признаюсь сразу, список участников конференции не внушал энтузиазма: помимо педагогов – благотворительные фонды, общественные организации и движения, Общественный совет по социальной рекламе Северо-Западного федерального округа, Фонд «Русско-Немецкий Центр Встреч при Петрикирхе, Санкт-Петербург», волонтерская служба Регионального общественного движения «Петербургские родители», отдел молодежных проектов Александринского театра, дальше вообще Сбербанк, аэропорт Пулково. Ну конечно, каждая организация проводит одну-другую акцию, но рассчитывать, что выберут они твою конкретную школу для оказания поддержки, да еще если она находится вдалеке от столиц – все равно что надеяться на выигрыш в лотерее. Однако очень быстро стало ясно, что так бывает главным образом с теми, кто сидит и предается меланхолии. Если же задаться целью поиска партнера, вполне можно рассчитывать на сотрудничество. Уже во вступительном слове заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи Института детства РГПУ им. А.И.Герцена Ирина Хоменко предложила использовать конференцию как площадку для презентации своих социальных проектов и для поиска потенциальных партнеров на будущее: «Надеюсь, вы перезнакомитесь для дальнейшего сотрудничества». Пришлось признать, что подобную форму можно использовать даже в небольшом районном городе, представляя друг другу тех, кто ищет партнеров для социальных проектов.
Нужен лишь организатор, тот, кто возьмет на себя миссию посредника. Кстати, посредничество тоже может быть точкой приложения благотворительных устремлений. Дарья Коренюшкина, руководитель Петербургского родительского форума, занималась себе бизнесом в области организации детского отдыха, но в один прекрасный момент вместе с коллегами решила организовать встречу родителей, озабоченных многочисленными проблемами, с соответствующими специалистами – педагогами и детскими психологами. Теперь такие форумы стали регулярными, при том что коммерческой прибыли не приносят. «А вам это зачем?» – допытывались участники конференции. «Сначала как пиар-проект, но очень быстро стало понятно, что, затратив те же средства, можно увешать город рекламой без всех этих хлопот. Но мы все равно продолжаем... наверное, хочется работать со спокойными и счастливыми родителями и детьми». Из дальнейшего разговора стало понятно, что организаторов, людей молодых, у которых пока нет собственных детей, просто «зацепило», они испытывают драйв от того, что сотни родителей находят ответы на свои вопросы с их помощью.

Дети – благодарная аудитория

Этот эффект, кстати, отмечали многие. Представители о-очень богатых компаний рассказывали, с чего начиналась их благотворительная деятельность. Кто-то по собственному почину отправился в детский дом, кто-то устроил экскурсию для своих детей по родному предприятию. Захотелось продолжить. Дети – благодарная аудитория. 
Особенно показательной была история, рассказанная директором ООО «Образовательные проекты» Михаилом Эпштейном, о том, как его школа и Роснано (ни много ни мало) нашли друг друга: «Встретились два одиночества...» История, почти эпическая, выглядела примерно так. Сидел Михаил Эпштейн и думал, что денег, хотя школа и частная, на развитие хронически не хватает – на хорошее оборудование, на то, чтобы повезти детей в зарубежные музеи. А где-то ведь наверняка есть деньги, которые кто-то мечтает потратить на образование, да чтоб возможность сотрудничества с этим кем-то была привлекательна для подростков... Где у нас могут быть деньги? Залез на сайт Роснано, а там есть образовательная концепция, а в ней два пункта про школу. Сел и написал, что нужно делать, чтобы школа была современной. А в это время там, в Роснано, тоже сидели и думали, что специалистов у них мало и студентов тоже. Одним словом, получив письмо, они обрадовались и согласились на то, что предлагал Эпштейн.
Самое интересное произошло, когда на выездном семинаре встретились дети и бизнесмены, подготовившие несколько кейсов с реальными производственными задачами. Ребят невозможно было оттащить от решения, ведь проблема была настоящая, а не из учебника. Педагоги, увидев среди ночи свет, шли разгонять нарушителей дисциплины, ожидая увидеть хаос и безобразия, а оказывалось, что подростки увлеченно решают кейсы. Кстати, и предпринимателей, увидевших такое рвение, невозможно было оттащить от детей.
Понятно, что учителя во многих регионах, живущие на зарплату, не совместимую с жизнью, не очень доброжелательно относятся к местным «олигархам». Но можно попытаться хотя бы дать им возможность испытать на себе живую работу с детьми – не в качестве свадебных генералов на образцово-показательных мероприятиях, а в реальном деле. Только нужно дать себе труд придумать и организовать деятельность, в которой найдут свои интересы и предприниматели, и ребята.

На паритетных условиях

Настоящее партнерство, кстати, не может быть односторонним процессом. На конференции постоянно звучало предложение о взаимовыгодном сотрудничестве.  
Об этом мало говорится, но сотрудники крупных компаний, опекающие, например, сирот, рано или поздно сталкиваются с тем, что те занимают иждивенческую позицию, привыкают к постоянной материальной поддержке, не хотят учиться... А профессиональные педагоги могут давать консультации относительно того, как оказывать адекватную поддержку нуждающемуся в ней ребенку. Некоторые компании заключают договоры с психологами, которые проводят семинары с персоналом, дают консультации сотрудникам по семейному воспитанию.
Кстати, в нестоличных регионах школа может стать чуть ли не единственным местом, где можно получить квалифицированные рекомендации относительно налаживания отношений с собственным ребенком. В любом случае важно чувствовать себя не просителем, а потенциальным партнером.

Рейтинг@Mail.ru