Экзамен с полицейским уклоном
Борьба за чистоту ЕГЭ опять становится борьбой с учениками
В апреле начинается досрочная сдача ЕГЭ, а в мае – новый
сезон. В почте стали появляться предваряющие эпопею письма:
«Тот, кто из года в год
работает на ЕГЭ, может рассказать массу удивительных историй о том, как
дети категорически не вписываются в шаблон. Например, мое удивление
вызывает странная ситуация, повторяющаяся из года в год.
Итак, ученику объяснили, что каждый его ответ должен быть понятен
проверяющему. Познакомили с системой обозначения. В квадратиках нужно
ставить галочки (крестики). Если ученик передумал, он первоначальный
ответ (галочку, крестик) должен заштриховать и поставить значок в
другом квадратике. Если снова передумал – заштрихованный квадратик он
должен обвести «лучиками», чтобы получилось «солнышко», а неправильный
заштриховать. Такие символы понятны проверяющим и экспертам.
Но среди сданных бланков всегда встречаются листы учеников, которые
заштриховывают поля именно правильных ответов. Правильные ответы
помечены и заштрихованы. Никаких других значков нет.
И по формальным признакам такие ответы считаются неправильными. А
являются ли они таковыми на самом деле? Нет, это правильные ответы.
Ученик решил их пометить именно так. От волнения. По рассеянности. От
сосредоточенности на мысли. Или подчеркнул свою уверенность – бог
знает. Однако со стороны экспертов не проводится никакой работы по
выявлению таких «правильных» экзаменуемых, которые попадают в хвост
результата. Инструкция есть инструкция.
Не пора ли составить список невольных проколов умных детей на ЕГЭ?»
Да, наверное, надо посчитать проколы, да только не детские, а
взрослые.
Дети – что, типичная ситуация: настолько переволноваться, что при
открытии конверта забыть, что надо потянуть за полосочку, и нечаянно
разорвать его вместе с бланком, отчего испытать ужас. Ужас усиливается,
если экзамен начинают торжественными словами: «В этих конвертах,
ребята, сейчас ваша судьба!»
Кто-то через 15 минут вдруг встает и уходит, у кого-то громко урчит в
животе, а у кого-то и нервный приступ начинается. Один в бланке ответов
нарисовал лебедя, другой скандалит по поводу пустой тетрадки, которую
принес для черновика, «чтобы удобнее было думать»,– а нельзя.
Такой экзамен: ничего человеческого нельзя. И поскольку дети все еще
живые, в этом году решили призвать силовые структуры, чтобы унять их.
Далее логично будет поставить в каждый класс по омоновцу на все время
учебного процесса. И незачем создавать педагогические условия
взрослению, вникать в особенности психики подростка, задумываться, что
с ними будет дальше. Одна задача у системы образования: обеспечить
чистоту результатов ЕГЭ.
…Пока что цифра, обозначающая количество детей, не пришедших на сдачу
даже обязательных экзаменов, держится в секрете.