ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Вопрос о школьной форме шит белыми нитками
Главным аргументом «за» опять выступает «поддержка отечественного производителя…»
Периодически дискуссии о целесообразности введения школьной
формы возобновляются, потом гаснут и снова заводятся. Но что,
собственно, не дает нам покоя? В чем на самом деле проблема, почему мы
жаждем единообразия? Спасет ли школьная форма наше образование? Недавно
в РИА «Новости» состоялся «круглый стол», на котором
обсуждался вопрос о целесообразности обязательного введения школьной
формы.
«Каждая школа должна иметь свой дресс-код», – убеждена депутат
Госдумы, председатель Союза женщин Екатерина Лахова. По ее мнению,
именно школьная форма заставляет детей сосредоточиться на учебе и
способствует укреплению дисциплины, а также уменьшает внешние признаки
социального расслоения.
И вот еще что, оказывается: массовый выпуск школьной формы позволил бы
поддержать отечественных производителей, которые сегодня готовы
удовлетворить запросы самых взыскательных потребителей – и по качеству
ткани, которое одобрено НИИ гигиены и охраны здоровья детей и
подростков РАМН, и по разнообразию фасонов, расцветок, дизайна моделей.
Так считает депутат.
Само собой, так же думает заместитель гендиректора Центрального
научно-исследовательского института комплексной автоматизации легкой
промышленности Валентина Грищенкова: «Школьная форма разрабатывается с
учетом возраста учащихся, а также национальных традиций, региональных и
климатических особенностей. Средняя стоимость одного комплекта
колеблется от 2,5 тыс. до 3,5 тыс. рублей. И чем больше заказов, тем
форма дешевле».
В общем, так: если бы необходимость введения формы признали на
государственном уровне, то ее производство можно было бы целевым
образом дотировать из бюджета! Главное, передовой опыт уже есть: в
Брянской области все первоклассники одеты в форму за счет региональных
средств.
Понятно, кто и почему лоббирует школьную форму, главное, школа, дети,
педагогика в расчет не берутся.
Однако заместитель директора Департамента общего образования
Минобрнауки Ирина Тараданова ясно дала понять, что такое решение в
ближайшее время принято не будет. По ее словам, федеральный центр не
имеет полномочий «насаждать школьную форму», право выбора принадлежит
образовательному учреждению.
А директор столичного лицея № 1535 Михаил Мокринский – в его школе
обязательная форма то вводилась, то отменялась в зависимости от
настроений учащихся и возможностей родителей – напомнил, что и школа не
вправе требовать от родителей приобретения формы, поскольку у разных
людей разные финансовые возможности. В такой ситуации не остается
ничего другого, как достигать общей договоренности на тему школьной
одежды и только после этого закреплять принятое решение в школьных
подзаконных актах. То есть на самом деле речь идет не столько о
введении формы, сколько о культуре принятия решений.
Но что такое культура – это у нас каждый понимает по-своему. В
Международной школе-интернате № 19 (г. Москва) считают: «Форма могла бы
объединить детей разных национальностей, которые учатся в нашем
интернате», – говорит Клара Янова, педагог-психолог, работающий в этом
образовательном учреждении.
Как рассказал директор Букановской средней школы Людиновского района
Калужской области Дмитрий Афанасьев, вопрос о введении школьной формы
обсуждался на региональном уровне 2–3 года назад, но согласия родителей
добиться так и не удалось: для большинства школьная форма является
символом единообразия и возврата в прошлое.
Сегодня введение школьной формы в нашей стране носит рекомендательный
характер. Последнее слово остается за обществом, и сколько в стране
школ, столько и вариантов решения этого вопроса.