Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2012
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Куценко Елена

Школьный дискуссионный клуб

Подростки инфантильны и аполитичны? А может быть, мы не так и не о том с ними говорим?

«Подростков, – вздыхают взрослые, – увлекают только интернет, модные гаджеты и пустая болтовня в социальных сетях. Они отгораживаются от нас наушниками и в лучшем случае односложно отвечают на упреки и эмоциональные «воспитательные» тирады. Они ничем не интересуются и не хотят с нами разговаривать...» Поймав себя на подобных мыслях и на желании произнести фразу «Вот мы в их возрасте...», можно попробовать самокритично улыбнуться и сказать себе, что далеко не все расхожие страшилки соответствуют действительности. Возможно, мы просто не так и не о том пытаемся говорить с подрастающими детьми? Если вообще пытаемся...
Сомневающиеся могут прочитать в «ПС» № 18 за 2011 г. статью «Правнуки революции» о дискуссионном клубе «Перемена» или при случае зайти в клуб, лучше вместе со своими учениками, и убедиться, что подростки далеко не так инфантильны и безразличны к вопросам этики, нравственности, политики, как нам кажется.

Начало

Ранний мартовский вечер. Из неожиданно густой, почти новогодней метели в подъезд Политехнического музея ныряют по одному, по двое подростки лет четырнадцати–шестнадцати. Уверенно поднимаются в зал, где на ковролиновом полу разложены ярко-красные подушки-кубики. Это те, кто откликнулся на приглашение: «Мы поговорим о том, что происходит в последние месяцы вокруг и что в связи с этим делать интересно, а что не очень, и если успеем, то поговорим кое о чем еще...» – участники школьного дискуссионного клуба «Перемена».
Пока подростки устраиваются, рассаживаются, мы с куратором клуба Александрой Поливановой говорим о том, как живет «Перемена» и зачем она, собственно, нужна ребятам и взрослым, которые работают здесь на волонтерских основаниях.
Рассказывая о рождении клуба, Александра вспоминает, как однажды ехала в Краков на поезде и случайные попутчики, группа немецких школьников, обсуждали только что увиденное в мемориале Аушвица (Освенцима). «С ними не было учителя, то есть разговор не был инициирован взрослым, они на самом деле высказывали свое от ношение, говорили о Холокосте, о вине Германии. По всему было видно, что тема разговора лично важна для каждого подростка. Удивило и то, как они общались: спорили, не перебивая друг друга, эмоционально, но с полным уважением к чужому мнению. И я подумала, что российские дети, наверное, вели бы себя иначе. Ведь их практически не учат дискутировать на важные для них темы, да и пространства для этого у наших подростков почти нет».
Так возникла идея. На чистом энтузиазме Александра и несколько ее друзей, тоже считающих, что это важно, стали приглашать подростков для обсуждения очень взрослых, как принято считать, вопросов. Сначала вели кочевую жизнь: собирались на книжных ярмарках, в книжном магазине, потом «Перемену» пригласил к себе детский лекторий Политехнического. Трудности не только усложняли жизнь, но и давали возможность обкатать разные формы встреч, попробовать по-разному организовывать пространство. Пытались, например, строить дискуссию между группами детей и взрослых. И оказалось, что ребята гораздо толерантнее к собеседникам: не перебивают, не фыркают высокомерно, не машут рукой, мол, какая чушь. В отличие от взрослых.
Тогда старшему поколению оставили роль наблюдателей. Расставили по периметру комнаты доски, куда можно было, не прерывая детский диалог, вписывать вопросы. Но и вопросы тоже оказались не очень содержательными, не давали развития дискуссии или вообще уводили в несущественных направлениях. Ребята, имевшие право решать, реагировать ли на вопрос, очень редко включали их в поле разговора. Теперь взрослые, приходящие в клуб, имеют право только присутствовать. Молча. Правда, после «официальной» части наступает чаепитие, где все разбиваются на группки и болтают как хотят и о чем хотят. Чай пьют, конечно, за столами. А первую часть разговора ведут, рассевшись на подушках полукругом вокруг ведущего-модератора. Такое расположение сложилось тоже после проб нескольких вариантов: кругом, амфитеат­ром на лестнице.

Искусство диалога

Роль ведущего заключается в том, чтобы вести разговор, давая возможность высказаться каждому желающему, не подавлять ребят своим авторитетом, удерживая при этом тему разговора. Делать это он может лишь задавая вопросы. Высказывать свою точку зрения и давать оценки детским высказываниям взрослому запрещено. Он может, переспрашивая, уточнять, конкретизировать, при помощи вопросов подталкивать участников дискуссии к развитию собственных мыслей.

Например, один подросток говорит: «Все время звучат одни и те же лозунги. Всю страну взболтали, но нет реальных действий. Надо что-то придумать, чтобы ситуация менялась».

– Так давайте придумаем, – откликается ведущий Сергей Кузнецов и, обращаясь к каждому, спрашивает: – Что вы предлагаете?
– Исправить законы...
– Какие?
– Я бы предложил закон об уважении,– увлеченно начинает юноша, потом задумывается и вздыхает: – Хотя все равно соблюдать не будут...
– Нужно влиять на СМИ, чтобы давали правдивую информацию, – предлагает его соседка.
– А у вас есть возможность для этого? – возвращает ее к реальности ведущий.
– Я могу убеждать тех, кто, на мой взгляд, заблуждается, – наконец-то находит осуществимую идею автор несостоявшегося закона об уважении.
– Вы уже пробовали? – гнет свою линию Сергей.
– Да, я знаю нескольких таких. Мне было не очень приятно разговаривать с ними, но я стараюсь хотя бы понять их позицию.

Поскольку сторонников противоположной точки зрения среди собравшихся не оказалось, роль оппонента пришлось разыгрывать: моделировать логику и аргументы тех, кто думает иначе.
Кураторы клуба считают очень важным, чтобы участники обсуждали не абстрактные позиции добра и зла, а соотносили сказанное каждый раз с собой: я считаю, что правильно вот так и для достижения этого могу что-то сделать. Подобным образом строятся в том числе и разговоры о книгах. Обсуждение сюжетных поворотов и переживаний, поступков героев лишь повод для того, чтобы всмотреться в себя. Некоторые темы приходят непосредственно из подросткового бытия: «любовь и комплексы», «приходилось ли тебе стыдиться своих родителей?».
Тот, кто имеет опыт организации и ведения свободной дискуссии, знает, какое это нелегкое дело. Поэтому закономерен вопрос: какие требования предъявляют кураторы клуба к ведущим? Александра задумывается: «Нужно, чтобы им самим было интересно, чтобы считали это важным, умели бы слушать и тянуть нить разговора, не выпячивая свою роль и не навязывая своих мыслей. Мы, кстати, сами много получаем от этих обсуждений: слушая тинейджеров, лучше понимаешь собственные мысли, освобождаешься от стереотипов».


Если вы решили попробовать, то...

…излишне напоминать, что участие в дискуссионном клубе может быть только добровольным! Иначе вы получите очередную имитацию: свободная мысль и гражданская позиция не рождаются из-под палки.

…для клуба лучше выбирать площадку, на которой подростки будут чувствовать себя безопасно. В школе велик риск того, что слишком откровенное или максималистское высказывание станет предметом насмешек или даже преследования со стороны чересчур бдительных моралистов. Школа все-таки территория государственная... Поэтому, организуя дискуссионный клуб даже для учеников одного класса, лучше найти нейтральное пространство: в книжном магазине, библиотеке, кафе, музее, дворце творчества. Выход за пределы школы даст еще и смену статуса, роли, манеры поведения. Ведь в стенах класса отличник заведомо прав и чаще всего вызывает некоторое отторжение у одноклассников. Еще одно важное условие?– свободный вход. Если арендовать помещение, например, у знакомых, лучше поискать спонсора среди родителей, выпускников.

…помещение должно быть еще и удобным: достаточно просторным, с приемлемой акустикой, с таким расположением мест, чтобы можно было потихоньку войти и выйти, не мешая разговору; чтобы была возможность расположиться и рядом с ведущим, и в уголке – для тех, кто не готов пока выступать, но слушать кому интересно. При этом оно не должно быть пафосным и отвлекать внимание ребят избытком ярких деталей.

…объявлять тему предстоящей встречи лучше за неделю-полторы. Чтобы ребята успели подумать, сформулировать свое отношение к проблеме.

…частота встреч – не реже раза в месяц и не чаще двух. Иначе ребята или эмоционально отдаляются, или устают. На первых порах можно попробовать разные интервалы и выбрать оптимальный. Это же относится и к продолжительности общения: ведущий очень точно должен чувствовать, в какой момент пора завершать встречу. Но после нескольких пробных вариантов хорошо бы остановиться на вполне определенной периодичности.

…встреча проходит интереснее, динамичнее, если ее ведут двое взрослых. Один постоянный, к которому ребята привыкают, он должен владеть искусством управления разговором. Это символ безопасности, устойчивости. Вторым можно приглашать по просьбе членов клуба разных людей – местную знаменитость, писателя, блогера, путешественника. Главное, чтобы им было интересно разговаривать с подростками, чтобы они видели в этой встрече какой-то свой смысл. Но не назидательный! Взрослый должен идти к ребятам, чтобы говорить на равных, а не учить их жить. Учителю, организовавшему подобный клуб, лучше не претендовать на роль ведущего, а просто побыть в роли молчаливого наблюдателя. Слишком велик соблазн «взять власть в свои руки» и повести разговор в русле привычных стереотипов урока или классного часа. Да и когда еще представится такая возможность – увидеть своих ребят со стороны?

…не огорчайтесь малочисленности клуба на первых порах. Ведь ему придется конкурировать с другими формами досуга, с кружками, секциями, дополнительными занятиями, которыми так богата жизнь старшеклассника. Семь–десять человек?– достаточная аудитория, для того чтобы завязался содержательный разговор. А больше двадцати человек вообще собирать не стоит, ведь все и затевается ради того, чтобы каждый имел возможность высказаться.

…посмотреть, как работает уже созданный клуб, своими глазами или хотя бы зайти на страничку http://www.facebook.com/groups/288597464498406/, где обсуждаются прошедшие встречи и планируются новые.

Рейтинг@Mail.ru