«А завтра введут обязательное макраме...»
Семиклассники размышляют о том, справедливо ли устроена школьная жизнь
В рамках школьного мероприятия по развитию правовой
грамотности в одной московской гимназии детям предложили поделиться
своими мыслями о справедливости устройства школьной жизни – написать
письмо воображаемому Властителю. Анонимность гарантировалась
психологом, и тринадцатилетние подростки со всей искренностью писали о
своих проблемах.
«Живется сносно, но,
пожалуйста, отмените учебу в субботу и седьмой урок…»
…Дорогой друг, вернее, дорогой Царь. Живется в нашем царстве
нормально, хотя я и не знаю точно, какие права нам даны. Может, что-то
и нарушается, но как догадаться? Приблизительно мне известно, что
нельзя задерживать учеников на переменах, а нас задерживают постоянно.
Иногда после уроков организуют всякие представления, театрализованные
выступления и т.д., и нас всех заставляют идти на это. Пусть у тебя
есть какие-то запланированные дела – все равно заставляют.
…Привет, Царь. Живется мне фигово. Многое не нравится. Учимся
в субботу, ходим в школу, когда никто не работает и не учится. Мы пишем
две и больше контрольные в день. А в воскресенье целый день учим уроки.
И на нас все время орут.
…Все вроде хорошо, наш господин, но иногда жизнь кажется
ужасной, когда рано утром приходится идти в школу. Учителя задают
огромные домашние задания. В общем, хочется попросить увеличить
выходные. Второе: назначить начало учебного дня не в 8.30, а, например,
в 10.00 хотя бы. И разрешить находиться в школе только до 15.00, а не
как сейчас – до 16.00 и дальше.
«Даруй мне всего один
свободный день в неделю»
…Дорогой Царь! Я учусь в школе уже семь лет и могу кое-что донести до
тебя. Мне уже надоело появляться в школе. Особенно приходить на восьмой
урок. Конечно, здесь можно пообщаться, но учиться – только не тут.
Учителей беспокоят главным образом проблемы внешнего вида и поведения
учеников. Я хотел бы, чтобы ты, Царь, даровал мне право свободного
посещения школы и отдельных уроков. В остальном мне живется нормально.
…Школьные правила придуманы, чтобы улучшить жизнь учителей. Я
полагаю, что это удалось – в школу ученики приходят опрятные и
послушные. Также я считаю, что двух дней по записке от родителей
никогда не хватает для выздоровления, а справку от врача получать –
много мороки для родителей. Трех дней по записке было бы достаточно.
Еще мне интересно, могу ли я просить о том, чтобы хотя бы часть занятий
проводилась на свежем воздухе, и если могу, то кого?
…Правитель! Что тебе стоит! Даруй мне свободу одного пропуска
занятий в неделю! По моему выбору, что было бы очень важно. Я бы,
может, и не воспользовался, но пусть у меня будет такое право. Еще я
хочу, чтобы нас отпускали с урока, если учитель заболел, или разрешали
приходить ко второму. Чтобы не заставляли высиживать.
«Все хорошо, дорогой
директор»
…Дорогой директор! В общем, все у нас в школе хорошо. Да, нам
отдают телефоны, которые теряются. Одно плохо. Некоторые замечания вы
делаете только мне – наверное, из принципа. Хотя другие ведут себя так
же и еще хуже.
…Живется нам в школе на твердую семерку, если от одного до
десяти. Основная «дыра» в законах – несоблюдение записи о том, что надо
уважать чужие взгляды. Из-за болезни я бываю в школе редко. Но все
равно я не хочу сидеть на первой парте. Я хочу, чтобы меня пересадили
куда-нибудь подальше. Но мне говорят, что я не могу сам решать, где
сидеть. Почему?
…Я знаю, что часто не соблюдаю свои обязанности. Например,
бешусь и балуюсь, толкаюсь на переменке. Еще я плохо себя веду на
уроках. У меня много ошибок. Но скажите: то, что мне стало сложно
учиться, – это ведь какое-то нарушение, возможно, нарушение моих прав?
…Царь нашей школы, я считаю, умная хорошая женщина, и она
пытается сделать наше государство лучше. Для этого у нее есть все
права. И у нее это получается, потому что мы все выполняем ее правила.
Но давайте отменим эту утреннюю зарядку, ведь махать руками и ногами
перед уроками – глупо.
…Диктатор! В принципе вводить школьную форму вы не имеете
морального права. Да, конечно, вы можете как-то ограничить нашу одежду:
штаны должны быть без дырок, например. Но чтоб «белый верх – черный
низ» – это слишком. В моем гардеробе нет вещей такого цвета. Одевая нас
в форму по вашему вкусу, вы ограничиваете нашу индивидуальность.
«Никто не хочет считаться с
чужими правами»
…Царюха, здорово! А ты знаешь, что мы носим очень тяжелые
портфели, а сменку таскаем – даже когда не улице уже тепло и сухо. А
когда на уроках нечего делать, нам не разрешают разговаривать и играть
на мобильных.
…В школе я не могу быть уверена, что завтра какие-то мои права
не будут попраны. Что вдруг не введут какое-нибудь обязательное
макраме, керамику или живую геометрию. Есть у нас обычная геометрия, и
хватит. Но они вводят все подряд и моего мнения не спрашивают.
…Чего я хочу попросить у властителя – справедливости ко всем
ученикам. Мне не нравится привилегированное положение некоторых
учеников, особое отношение к ним учителей. В школе у всех равные права,
и любимчиков быть не должно.
…В нашем царстве-государстве выживает сильнейший, многие права
игнорируются, а старшеклассники считают, что раз они сильнее, им можно
делать с нами все что заблагорассудится. Поэтому я прошу, чтобы вы
ужесточили контроль на переменах. Многие выясняют отношения с кулаками.
А что делается на улице! Школа похожа на первобытное общество, и на
примере нашего класса – нам приходится объединяться в группы, чтобы
защищать друг друга. Учителя не дают нам высказаться в свою защиту, как
будто ничего не происходит.
…Царь, твои холопы работают усердно, но давеча, сдавая
очередной зачет, заметили: что ж это ни один боярин не задумается, как
трудовому народу живется? А наша жизнь не сахар и не мед, пашем мы по
семь часов в школе и столько же дома, но все равно нам говорят: «мало»,
«лентяи» и «совсем распустились».
Подготовила Мария КОРОТЕЕВА