О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Статья доктора педагогических наук Сергея Воровщикова
«Классификация для внутришкольного пользования» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 3
за 2012 год) – один из немногих примеров глубокого,
вдумчивого прочтения образовательных стандартов второго поколения.
Автор аргументированно показывает, что примененное в стандартах деление
универсальных учебных действий (УУД) на четыре блока (личностные;
регулятивные; познавательные; коммуникативные) не вполне корректно с
научной точки зрения. При таком подходе нарушаются четыре главные
правила классификации: правило одного основания, соразмерности,
исключения и правило непрерывности. Так, к примеру, в группе
«общеучебные универсальные действия» содержится умение «осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме».
А почти идентичное действие «умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации»
почему-то включено в группу «коммуникативные действия». И таких
недочетов, которые обнаруживаются в текстах ФГОС при внимательном
прочтении, множество. А значит, вопрос состава и структуры
универсальных учебных действий до конца не решен.
Проблематике универсальных учебных действий посвящена также
публикация М.Дубовой
«Компетентностные задачи как форма предъявления
практико-ориентированного учебного материала» («ПЕДАГОГИКА», № 1 за
2012 год). Для формирования УУД автор предлагает
использовать специальное дидактическое средство – так называемые
компетентностные задачи. Это ситуации, которые, с одной стороны,
отражают жизненную проблему, а с другой – носят обучающий характер
(конкретная проблема представлена в адаптированном к возможностям
школьников определенной возрастной группы виде).
В статье подробно описаны основные особенности компетентностных задач.
В частности, одна из особенностей состоит в относительно большом объеме
текста задачи, который содержит числовые данные и дополнительную
информацию (таблицы, диаграммы, схемы, графики, географические карты,
рисунки, фото).
Как правило, компетентностная задача имеет сложную структуру
(включающую преамбулы и практико-ориентированные задания), отличается
неопределенностью, имеет несколько способов решения, нередко лежащих в
разных предметных областях или на пересечении различных областей
знания.
Известно, что гендерные различия проявляются во многих
аспектах человеческой жизни, в том числе в значимых жизненных выборах:
процессы самоопределения у девочек и у мальчиков протекают по-разному.
В чем же конкретно заключаются эти различия на этапе подросткового и
раннего юношеского возраста? Этот вопрос стал темой исследования,
которое в течение нескольких лет проводилось под руководством доктора
психологических наук А.Прихожан. Результаты исследования представлены в
статье В.Николаевой и
М.Зайлстра «Возрастные и гендерные особенности выбора жизненного пути
учащимися средних и старших классов» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И
ПОСЛЕ», № 3 за 2012 год).
Выяснилось, в частности, что картина жизненного пути у девочек
гораздо более сложна и детализированна, чем у мальчиков.
К примеру, у девочек выбор ассоциируется с определенным возрастным
этапом, а не с конкретным возрастом. Девочки включают в свои рисунки (в
одном из заданий исследования ребятам предлагалось нарисовать дорогу
под названием «Жизнь») множество дополнительных деталей – они чаще
мальчиков рисуют растения, строения, других людей. Примечательно, что
в тех случаях, когда жизненный путь ассоциируется с дорогой, девочки
изображают перекресток, а мальчики – либо единственную дорогу, либо
сложное переплетение дорог. По мнению авторов исследования, это
означает, что девочкам в большей степени свойственно представление о
жизненном выборе как об исключении одного варианта другим и скорее
всего им сложнее, чем мальчикам, определить для себя компромиссный
вариант.