Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Е.Г.Ванслова
Культура и дети
М.: Агентство «Мегаполис», 2012

В книжке изложены результаты двадцатилетнего опыта работы автора по экспериментальному курсу «Музей и культура» в начальной школе. Надо сказать, что описание практики музейного педагога часто перемежается общими рассуждениями. Но когда дело доходит до приемов, с помощью которых автор и ее коллеги вводят детей в мир культуры, становится интересно.
Например, для того чтобы ребята ощутили движение времени, им предлагали представить себя жителями Древней Греции или написать письмо своим будущим внукам в 2050 год. После такого личностного опыта совершенно естественно рождаются вопросы о том, можно ли потрогать время, остановить, повернуть вспять. Еще один прием, дающий возможность ощутить себя звеном в цепочке поколений, – составление родословной, описание семейных реликвий.
У детей, проживших подобный опыт, «потихоньку формируется то, что мы называем историческим сознанием. Это принцип познания и предметов, и явлений, и человеческих судеб в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. Это способность ощутить себя в потоке времени, осознать изменчивость человеческих представлений, понять особенности быта и менталитета разных народов и сословия в разные времена».
С этой же целью автор предлагает настойчиво и бережно выстраивать отношения ребенка с музейной культурой. Какими должны быть первые опыты посещения музея малышами.
Как обрести опыт создания своей непрофессиональной, но очень важной для авторов экспозиции. Например, микровыставку можно создать даже для мамы к 8 Марта, выбрав темой экспозиции ее жизнь, например.
В книжке можно найти и другие примеры того, как взрослые, используя музейное пространство, дают детям не столько научные сведения, сколько возможность переживания.

Воспитание как антропологический феномен
М.: Форум, 2011

Многие из тех, кто так или иначе сталкивается с подрастающим поколением, отмечают приметы кризиса в воспитании: «размывается традиционная иерархия целей и ценностей». Авторы статей, из которых составлен сборник, предлагают использовать антропологический подход: «исследование воспитания как атрибута и специфического способа бытия человека, анализ противоречий воспитания как объективного явления». При этом они использовали практико-ориентированный подход, рассматривая конкретные педагогические ситуации. Причем с участием в основном детей дошкольного возраста.
Сначала читатель может познакомиться с основами теории воспитания. В частности, подробно говорится о том, что человек в любом из описываемых подходов рассматривается как высшая ценность. Исходя из этого авторы приводят обзор разных систем воспитания, разные векторы взаимодействия взрослого и ребенка, разные педагогические концепции.
Те, кто склонен не только принимать к сведению теоретические основания, смогут, например, в разделе об экзистенциализме найти перечень фраз (угрозы, приказы, похвалу с подвохом, успокоение отрицанием...), которые лучше изгнать из своей практики, если на самом деле считаешь личность наивысшей ценностью. Отдельная глава посвящена тому, как соотносятся в антропологическом подходе индивидуализация и социализация. Довольно подробно рассматриваются позиции и ценности взрослых, занимающихся воспитанием.
В Приложении собраны разные формы, используемые для повышения педагогического мастерства: эссе, лекция, тест, памятка для родителей, педагогическая сказка, сочинения будущих педагогов-воспитателей.

Рейтинг@Mail.ru