О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Е.Г.Ванслова
Культура и дети
М.: Агентство «Мегаполис», 2012
В книжке изложены результаты двадцатилетнего опыта работы
автора по экспериментальному курсу «Музей и культура» в начальной
школе. Надо сказать, что описание практики музейного педагога часто
перемежается общими рассуждениями. Но когда дело доходит до приемов, с
помощью которых автор и ее коллеги вводят детей в мир культуры,
становится интересно.
Например, для того чтобы ребята ощутили движение времени, им предлагали
представить себя жителями Древней Греции или написать письмо своим
будущим внукам в 2050 год. После такого личностного опыта совершенно
естественно рождаются вопросы о том, можно ли потрогать время,
остановить, повернуть вспять. Еще один прием, дающий возможность
ощутить себя звеном в цепочке поколений, – составление родословной,
описание семейных реликвий.
У детей, проживших подобный опыт, «потихоньку формируется то, что мы
называем историческим сознанием. Это принцип познания и предметов, и
явлений, и человеческих судеб в их становлении и развитии, в
органической связи с порождающими их условиями. Это способность ощутить
себя в потоке времени, осознать изменчивость человеческих
представлений, понять особенности быта и менталитета разных народов и
сословия в разные времена».
С этой же целью автор предлагает настойчиво и бережно выстраивать
отношения ребенка с музейной культурой. Какими должны быть первые опыты
посещения музея малышами.
Как обрести опыт создания своей непрофессиональной, но очень важной для
авторов экспозиции. Например, микровыставку можно создать даже для мамы
к 8 Марта, выбрав темой экспозиции ее жизнь, например.
В книжке можно найти и другие примеры того, как взрослые, используя
музейное пространство, дают детям не столько научные сведения, сколько
возможность переживания.
Воспитание как
антропологический феномен
М.: Форум, 2011
Многие из тех, кто так или иначе сталкивается с подрастающим
поколением, отмечают приметы кризиса в воспитании: «размывается
традиционная иерархия целей и ценностей». Авторы статей, из которых
составлен сборник, предлагают использовать антропологический подход:
«исследование воспитания как атрибута и специфического способа бытия
человека, анализ противоречий воспитания как объективного явления». При
этом они использовали практико-ориентированный подход, рассматривая
конкретные педагогические ситуации. Причем с участием в основном детей
дошкольного возраста.
Сначала читатель может познакомиться с основами теории воспитания. В
частности, подробно говорится о том, что человек в любом из описываемых
подходов рассматривается как высшая ценность. Исходя из этого авторы
приводят обзор разных систем воспитания, разные векторы взаимодействия
взрослого и ребенка, разные педагогические концепции.
Те, кто склонен не только принимать к сведению теоретические основания,
смогут, например, в разделе об экзистенциализме найти перечень фраз
(угрозы, приказы, похвалу с подвохом, успокоение отрицанием...),
которые лучше изгнать из своей практики, если на самом деле считаешь
личность наивысшей ценностью. Отдельная глава посвящена тому, как
соотносятся в антропологическом подходе индивидуализация и
социализация. Довольно подробно рассматриваются позиции и ценности
взрослых, занимающихся воспитанием.
В Приложении собраны разные формы, используемые для повышения
педагогического мастерства: эссе, лекция, тест, памятка для родителей,
педагогическая сказка, сочинения будущих педагогов-воспитателей.