Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Борисова Людмила

Тайна случайной строки

Попробуем превратить школу в особое пространство, наполненное поэзией, образами, эмоциями…

Что бы еще такое сделать, чтобы наши ученики росли людьми культурными, начитанными? Столько разговоров и усилий по этому поводу!
Вхождение в культуру, рождение интереса к книге – событие таинственное, индивидуальное. Школа при этом – учреждение общего образования. Остается превратить школьную территорию, по которой передвигается ребенок с обязательного урока на не менее обязательное внеклассное мероприятие, в уникальное пространство, наполненное поэзией, образами, эмоциями. Пусть на глаза детям попадаются книги, стихи, творческие работы. Пусть школьники по пути удивятся, задумаются. Тогда, возможно, привычка читать, обсуждать прочитанное постепенно превратится в естественную повседневную потребность.

Выставка достижений

На уроках литературы весь класс, как правило, читает одну общую книгу, и если задание учителя позволяет ученикам выразить разными способами личное восприятие, понимание, собственное прочтение, то результат работы может быть представлен «миру». На стене в коридоре то один, то другой класс может расклеивать (при помощи скотча или кнопок, втыкаемых в заранее прибитую рейку) интересные отрывки из сочинений или коллажи, иллюстрации – все, что стало итогом изучения программного произведения.
Хоть раз в году стоит разместить плоды общешкольного читательского проекта. Скажем, все (или хотя бы некоторые) классы пишут что-то в определенном жанре, легком, веселом (эпиграммы, лимерики). Или все читают какого-то для разных возрастов интересного, разножанрового автора (Пушкина, Чехова…).
Процесс важен в первую очередь для авторов выставленных материалов. Ведь плоды своих размышлений они демонстрируют всей школе. Ребята ревниво следят, как часто останавливаются возле их творений ученики других классов, педагоги. Слушают, что говорят зрители. Поскольку работы подписаны лишь инициалами, можно, не боясь персональной критики, получить содержательную обратную связь.
Такая «разновозрастная» выставка интересна всей школе не только потому, что в свободную минутку многие не прочь поразглядывать рисунки, почитать философические размышления. Для старшеклассников это еще и воспоминание о детстве. «И мы читали то же самое в шестом классе. Я тогда думал…» Для малышей – обещание будущих радостей: мы еще прочитаем и поймем, что тут такое нарисовано-написано непонятное, но привлекательное. Для всех вместе – повод поговорить о книгах, обменяться мнениями, оценками, выводами.

Книга под подушкой

У каждого в школе могут быть свои любимые книги не из программного списка.
Но про них никто особенно не знает. Сегодня не принято влетать в учительскую или в класс с радостным возгласом: «Знаете, какую я книгу вчера прочитал!» А ведь хочется поделиться. Хочется получить рекомендацию от уважаемого человека.
На стене в коридоре, но не на проходе, а в уголке, чтобы удобнее было задержаться, устраиваем уголок личного чтения. Придется повесить фанерку, обтянутую тканью, – в нее легко втыкать булавки. И какой-нибудь заманчивый заголовок. Что-то вроде «Книжка под подушкой».
Остается вдохновить учеников на творческое оформление своего впечатления от понравившейся книги на листе бумаги. Это могут быть полюбившиеся цитаты, выписанные или перепечатанные, даже без комментариев. Когда человек выбрал отрывки не случайно – и так понятно, чем ему полюбилась книжка. Это могут быть рисунки, рецензии. Даже пересказ подойдет.
Идеальный вариант для успешного развития проекта – найти ответственную и старательную старшеклассницу, которая к каждому появляющемуся книжному «анонсу» добавит содержательную аннотацию: сведения об авторе, жанре, времени создания произведения.
Та же ответственная девушка поговорит с учителями (они скорее всего не найдут времени написать о любимых книгах) и запишет их рассуждения.
Очень важно, чтобы о книге говорилось от лица конкретного читателя. Именно этот человек с удовольствием прочитал и другим советует. Личный совет всегда действует эффективнее.

Случайные стихи

Какое счастье – прийти в школу и увидеть на двери какого-нибудь кабинета или на стенде, рядом с расписанием, яркий листок с красивыми стихами. Без всякой связи с календарем, общешкольными и общегосударственными мероприятиями. Просто интересная цитата и имя автора. А через несколько дней – новый листок, с новыми стихами…
Для большей части школы появление этих листочков – чудо и тайна. И только кучка «избранных» знает секрет. Учитель и парочка учеников. Они ищут самые удивительные строки, печатают и развешивают по вечерам, не привлекая внимания.
И школа становится пространством, наполненным стихами, чувством, ритмами.
Может, не все заметят эти листочки или, мимолетно порадовавшись, не запомнят. Но у кого-то застрянет в памяти строка ниоткуда и ни о чем. А кто-то пойдет искать продолжение отрывка. Благодаря интернету даже пятиклассник справится с задачей.

Рейтинг@Mail.ru