ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
…И класс становится читальным залом!
Навыки индивидуального и коллективного чтения для младшеклассников
Современные младшеклассники неохотно читают, возможно, еще
и потому, что в их сознании совершенно отсутствует образ читающего
взрослого. Нет представления о чтении как о норме жизни. Именно этим
можно объяснить отсутствие интереса к книгам даже у тех детей, которые
по складу ума и характера должны были бы стать заядлыми книголюбами.
Кроме того, изрядно мешают компьютеры: с ними все легко, а книга
требует усилия. Значит, нужно постараться, чтобы ребенок ощутил вкус
этого усилия… Своим опытом делится педагог начальной школы Елена
Тубельская.
То вместе, то поврозь
В жизни ребенка одновременно должно присутствовать и
коллективное чтение, и индивидуальное. Для коллективного чтения
выбирается одна хорошая книга. И читается очень медленно. Даже и не
сразу читается. Сначала мы обложку рассматриваем, о названии
рассуждаем. А потом читаем, останавливаясь практически после каждого
абзаца – для обмена впечатлениями, обсуждения, сопереживания.
У младшеклассников не так много возможности вместе что-то пережить.
Поэтому такое совместное проживание книги, судеб героев, печали,
смерти, счастья – для них необходимо.
Я не читаю книгу заранее, и на уроке вместе с учениками удивляюсь,
смеюсь, могу даже расплакаться. Потому что чтение – не дидактическое
упражнение, а живое, эмоциональное дело.
Помимо коллективного чтения у ребят есть возможность несколько раз в
день почитать что-то свое. Из портфеля вынутое, с полки в классе
взятое. Это случается пару раз в первой, урочной половине дня, минут на
10–15. Как переход от одной деятельности к другой. Как возможность
сосредоточиться, вернуться к себе.
Во второй половине дня на такое чтение отводится минут сорок–час. После
прогулки, после чая. Все садятся за большой общий стол. И я обязательно
сажусь рядом и тоже читаю. Бывает, кто-то отвлечется от книги,
посмотрит на меня, на серьезное лицо одноклассника, углубившегося в
чтение, – и снова утыкается глазами в страничку. Забытое ощущение
атмосферы читального зала. При том что каждый читает свое – есть
ощущение общего пространства, общего переживания. И тишина стоит
абсолютная, как ни на одном уроке. Так благодарно читают дети.
А в конце я прошу желающих коротко передать суть прочитанного. При этом
всегда есть одноклассник, уже знакомый с книгой. Он пытается угадать, о
каком эпизоде речь. Подтвердить точность сказанного, предложить свою
версию.
Техника безопасности
Очень важно «не перекормить» детей чтением. Поэтому временные
рамки обсуждаются. Я постоянно присматриваюсь к реакции учеников. Нужно
успеть предложить перейти к другой деятельности чуть раньше, чем ребята
устанут. Пусть лучше попросят «еще 5 минуточек», чем начнут тоскливо
ерзать и поглядывать на часы. К тому же механизм чтения, как все
механизмы на свете, нуждается в постоянном обновлении. Нужно что-то
придумывать, менять. Иначе надоест. И детям, и взрослым.
Книга – мост между людьми
Если два человека прочитали одну и ту же книгу, они уже не
чужие друг другу. Эту истину мы открываем с детьми на конкретных
примерах. Ребята из соседнего кабинета взяли у нас почитать книгу. Им
тоже понравилось. На переменах есть о чем поговорить. А эту книгу нам
подарила учительница литературы. Она учит старших. Возможно, и вас
будет учить в пятом классе. Встречи с ней ждешь уже с меньшей тревогой.
Кстати, во многом увлечение книгами в моем классе началось именно из-за
этой учительницы литературы. Она как-то пришла на заседание кафедры
учителей начальной школы – с целым рюкзаком книг. И принялась
показывать, рассказывать. Замечательные книги, которые хотелось листать
и разглядывать.
Учителю, погруженному в повседневные заботы своего класса, не хватает
порой такой поддержки со стороны. Не хватает внешнего повода
воодушевиться и начать активные действия.
Такой же «внешний повод» необходим и ученикам. К примеру, можно самой
купить понравившиеся книги и принести их в класс. А можно организовать
коллективную охоту за самыми интересными книгами.
Книга – желанная добыча
Собрав группу «энтузиастов» (самых нечитающих, но очень
активных детей и действительно заинтересованных родителей), мы
отправились в одно из недальних издательств. Естественно, по
предварительной договоренности. Чтобы ребят встречал специалист. Чтобы
были выставлены на стеллажах или полках подходящие книги.
Сначала мы все, независимо от возраста, просто «ухнули» в эти книги.
Собирали их стопочками: это – для себя, это – для класса. И вот какая
странность обнаружилась. Дети купили для себя в основном те книги,
которые уже были прочитаны в классе раньше. Причем друзья покупали
одинаковые книги. На те невеликие капиталы, которые выделила семья.
– Зачем? Вам надо купить разные книги, чтобы потом меняться.
В ответ удивленный взгляд: взрослый, как всегда, главного не понимает.
Важно, чтобы любимая книга была только твоей! И так здорово сидеть
рядом с другом и читать точно такую же книгу.
Вернулись в школу «энтузиасты» – как с удачной охоты – с добычей, с
коробками, пачками, сумками... Книга из учебного предмета, порой
довольно непривлекательного, незаметно превратилась в желанную цель.
Как-то так получилось, что в классе образовались две полки. На одной –
энциклопедии, многочисленные «Все обо всем». Подобные книги нарасхват
шли в прошлом десятилетии. Информация, иногда нужная, часто бесполезная.
А на другой полке новые книжки – о каждом человеке в отдельности, о его
чувствах, об отношениях с другими людьми. Именно о том, чего мы все
ищем в книгах.