Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Тубельская Елена

…И класс становится читальным залом!

Навыки индивидуального и коллективного чтения для младшеклассников

Современные младшеклассники неохотно читают, возможно, еще и потому, что в их сознании совершенно отсутствует образ читающего взрослого. Нет представления о чтении как о норме жизни. Именно этим можно объяснить отсутствие интереса к книгам даже у тех детей, которые по складу ума и характера должны были бы стать заядлыми книголюбами. Кроме того, изрядно мешают компьютеры: с ними все легко, а книга требует усилия. Значит, нужно постараться, чтобы ребенок ощутил вкус этого усилия… Своим опытом делится педагог начальной школы Елена Тубельская.

То вместе, то поврозь

В жизни ребенка одновременно должно присутствовать и коллективное чтение, и индивидуальное. Для коллективного чтения выбирается одна хорошая книга. И читается очень медленно. Даже и не сразу читается. Сначала мы обложку рассматриваем, о названии рассуждаем. А потом читаем, останавливаясь практически после каждого абзаца – для обмена впечатлениями, обсуждения, сопереживания.
У младшеклассников не так много возможности вместе что-то пережить. Поэтому такое совместное проживание книги, судеб героев, печали, смерти, счастья – для них необходимо.
Я не читаю книгу заранее, и на уроке вместе с учениками удивляюсь, смеюсь, могу даже расплакаться. Потому что чтение – не дидактическое упражнение, а живое, эмоциональное дело.
Помимо коллективного чтения у ребят есть возможность несколько раз в день почитать что-то свое. Из портфеля вынутое, с полки в классе взятое. Это случается пару раз в первой, урочной половине дня, минут на 10–15. Как переход от одной деятельности к другой. Как возможность сосредоточиться, вернуться к себе.
Во второй половине дня на такое чтение отводится минут сорок–час. После прогулки, после чая. Все садятся за большой общий стол. И я обязательно сажусь рядом и тоже читаю. Бывает, кто-то отвлечется от книги, посмотрит на меня, на серьезное лицо одноклассника, углубившегося в чтение, – и снова утыкается глазами в страничку. Забытое ощущение атмосферы читального зала. При том что каждый читает свое – есть ощущение общего пространства, общего переживания. И тишина стоит абсолютная, как ни на одном уроке. Так благодарно читают дети.
А в конце я прошу желающих коротко передать суть прочитанного. При этом всегда есть одноклассник, уже знакомый с книгой. Он пытается угадать, о каком эпизоде речь. Подтвердить точность сказанного, предложить свою версию.

Техника безопасности

Очень важно «не перекормить» детей чтением. Поэтому временные рамки обсуждаются. Я постоянно присматриваюсь к реакции учеников. Нужно успеть предложить перейти к другой деятельности чуть раньше, чем ребята устанут. Пусть лучше попросят «еще 5 минуточек», чем начнут тоскливо ерзать и поглядывать на часы. К тому же механизм чтения, как все механизмы на свете, нуждается в постоянном обновлении. Нужно что-то придумывать, менять. Иначе надоест. И детям, и взрослым.

Книга – мост между людьми

Если два человека прочитали одну и ту же книгу, они уже не чужие друг другу. Эту истину мы открываем с детьми на конкретных примерах. Ребята из соседнего кабинета взяли у нас почитать книгу. Им тоже понравилось. На переменах есть о чем поговорить. А эту книгу нам подарила учительница литературы. Она учит старших. Возможно, и вас будет учить в пятом классе. Встречи с ней ждешь уже с меньшей тревогой.
Кстати, во многом увлечение книгами в моем классе началось именно из-за этой учительницы литературы. Она как-то пришла на заседание кафедры учителей начальной школы – с целым рюкзаком книг. И принялась показывать, рассказывать. Замечательные книги, которые хотелось листать и разглядывать.  
Учителю, погруженному в повседневные заботы своего класса, не хватает порой такой поддержки со стороны. Не хватает внешнего повода воодушевиться и начать активные действия.
Такой же «внешний повод» необходим и ученикам. К примеру, можно самой купить понравившиеся книги и принести их в класс. А можно организовать коллективную охоту за самыми интересными книгами.

Книга – желанная добыча

Собрав группу «энтузиастов» (самых нечитающих, но очень активных детей и действительно заинтересованных родителей), мы отправились в одно из недальних издательств. Естественно, по предварительной договоренности. Чтобы ребят встречал специалист. Чтобы были выставлены на стеллажах или полках подходящие книги.
Сначала мы все, независимо от возраста, просто «ухнули» в эти книги. Собирали их стопочками: это – для себя, это – для класса. И вот какая странность обнаружилась. Дети купили для себя в основном те книги, которые уже были прочитаны в классе раньше. Причем друзья покупали одинаковые книги. На те невеликие капиталы, которые выделила семья.
– Зачем? Вам надо купить разные книги, чтобы потом меняться.
В ответ удивленный взгляд: взрослый, как всегда, главного не понимает. Важно, чтобы любимая книга была только твоей! И так здорово сидеть рядом с другом и читать точно такую же книгу.
Вернулись в школу «энтузиасты» – как с удачной охоты – с добычей, с коробками, пачками, сумками... Книга из учебного предмета, порой довольно непривлекательного, незаметно превратилась в желанную цель.
Как-то так получилось, что в классе образовались две полки. На одной – энциклопедии, многочисленные «Все обо всем». Подобные книги нарасхват шли в прошлом десятилетии. Информация, иногда нужная, часто бесполезная.
А на другой полке новые книжки – о каждом человеке в отдельности, о его чувствах, об отношениях с другими людьми. Именно о том, чего мы все ищем в книгах. 

Рейтинг@Mail.ru