Удаленный доступ к образованию открыт
Дистанционное обучение узаконили. Что дальше?
В Закон «Об образовании» внесены изменения, по которым
дистанционное обучение становится одним из вариантов получения
образования. То есть в информационной среде можно не просто учиться,
но и по факту обучения получать документ государственного образца.
Однако сразу же возникает множество вопросов: когда начнется
e-learning, на каких основаниях учитель сможет участвовать, есть ли
программы и регламентирующие документы, будет ли обеспечена защита от
мошенников, брались ли в расчет риски e-learning-педагогики? И еще:
а за чей (опять) счет?
А теперь
займемся дистанционным образованием…
Мы знаем, как много средств вкладывает государство в развитие
информационно-коммуникационных технологий. Знаем и другое:
компьютеризация и информатизация начинались с того, что в школы
привозили неработающие компьютеры и ставили непринимающие «тарелки».
Пригодное IT-образование учителя получали сначала в «ФИО», созданной
Ходорковским, а потом стали учиться на проектах американских
корпораций, и до сих пор это так. Недавно выясняли, какими ресурсами
пользуются учителя в интернете – все основные ресурсы частные.
Государство может не волноваться. И по поводу дистанционного тоже:
председатель Комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярев,
выступая перед журналистами, призвал не беспокоиться: да, пока ничего
не проработано, но министерство все придумает, а Рособрнадзор от всего
защитит. А закон – он просто создает институциональное поле для
процессов, которые идут в реальности.
Интернет-перепись
учителей
Одну сторону этой реальности – готовы ли учителя страны учить
и учиться в интернете – исследовал «Социальный навигатор», проект РИА
«Новости»: 82 тысячи учителей страны добровольно и независимо отвечали
на вопросы электронный анкеты.
Что есть? Используют преимущественно Word, Excel, PowerPoint, E-mail,
Skype. Не работают с графическими программами, технологиями
дистанционного обучения, автоматизированным управлением учебным
процессом. Как выяснилось, в большинстве учителя рассматривают интернет
как инструмент саморазвития, а не как средство совершенствования
учебного процесса (82%). Более того: применение IT, по их мнению, не
упрощает, а усложняет проведение урока. Специалисты предположили было,
что, может быть, не надо самим разрабатывать ЭОРы, а брать из коллекции
готовые, но получили экспертное мнение: в коллекции на самом деле
качественных материалов мало. Короче говоря, только 13% учителей
согласны, что с IT качество преподавания растет. Ну и «семечки»: у
педагогов «нет времени на интернет» (50%); во многих регионах «плохой
интернет», спасибо многоуровневой фильтрации контента за это.
Арифметика такая: 82 тыс. опрошенных – 8% всех учителей страны; из них
10% – группа сильных, мотивированных, активно использующих интернет в
обучении. Путем переноса специалисты высчитали: в целом по стране
онлайн-обучение коснется примерно 35 000 человек. Много это
или мало? Для представления: 32 000 – столько всего учителей в
Республике Татарстан. Вот такие у нас шансы в онлайн-образовании.
На платформе
Амвонет
Но каждый знает хоть одного учителя, который использует
интернет для общения с детьми и родителями, для организации
образовательной и внеучебной деятельности своих учеников. Может,
расскажете. Я как раз в марте случайным образом пересеклась в интернете
с учительницей из Ростова-на Дону (гимназия № 5) Татьяной Дедюлькиной,
и она пригласила меня на занятие в интернете, что ж – http://ives.amvonet.com/amvonet-moodle/mod...3a-e35f60a1edcb,
– было интересно. Разновозрастная группа, 7–11 классы. Вопросы от
виртуальных участников из других мест. Остальное мы договорили:
– Вы проводите занятия не только для учеников своей школы?
– Да, некоторые наши проекты вызывают большой интерес, и к нам
присоединяются ребята с Чукотки, Камчатки, Калининграда, из Московской
области. На проект «Как считали в древности» пришли ребята из
Ростовской области. Платформа Амвонет очень удобна для встреч. Тут меня
нашел мальчик из Тюменской области, он инвалид, учится дома, и
предложил мне стать его учителем информатики. Мы с августа занимаемся,
он очень способный. Но главный плюс занятий в Амвонете – мы можем
пригласить на урок специалиста откуда угодно. Урок как-то вел Василий
Трояновский из Вычислительного центра РАО, Потапахин из Хабаровска, он
автор учебника. Очень интересно вести уроки вдвоем, когда я сама могу
спросить о том, чего не знаю, и мне обстоятельно ответят прямо при
детях, и они тоже начинают спрашивать, а то сначала на рефлексии было
так: трудно, некомфортно, не знаю, как правильно говорить. Мы можем
собраться с родителями, глаза в глаза, набросать какой-то документ – и
все это остается. Дети учат друг друга онлайн…
– Это все на вашем энтузиазме?
– Мне нравится так работать, сколько бы времени я ни уделяла.
Но дистанционное все-таки вырастает из реального. Дефицит живого
сказывается мгновенно. Тот мальчик из Тюменской области, например,
никогда не был в коллективе, и это не передать, насколько сильно он
расстраивается из-за ошибки. Он не видел ошибок других, он не
представляет, как легко обыгрываются ошибки, и вообще человеку
свойственно ошибаться. Все-таки в отсутствие естественного общения
дистанционное обучение полноценным образованием не станет. Но куда мы
денемся без дистанционного? Никто ведь не может сказать о блестящем
знании своей дисциплины…
– Татьяна Васильевна, и давно вы так?
– Онлайн-уроки? Лет пять, сначала они шли в скайпе, это было
не ах, но все же. А теперь уже года три онлайн-уроки у нас в программе.