ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Внеурочная – не значит лишняя
Финансовая логика заставляет школы «сливать» внеурочную деятельность и дополнительное образование. Но вот каким будет результат
Всознании многих слово «образование» имеет значение
«обучение», и когда школьное воспитание узаконивают, выделяя его как
отдельную сферу образовательной программы, это вызывает разночтения.
Внеурочная деятельность – это система занятий школьника, где
педагогами решаются задачи воспитания и социализации. Конечно, в идеале
должна получиться целостная общественная жизнь ученика в школе,
интересная, насыщенная. Но можно ли осуществить идеал в реальности?
К сожалению, ответ на вопрос лежит в финансовой плоскости. Поначалу
внеурочка была включена в инвариантную часть стандарта, следовательно,
расходы брал на себя федеральный центр. Потом внеурочную деятельность
отправили в вариативную часть стандарта, а ответственность за
финансирование возложили на субъектов Федерации. Вследствие
неравномерности финансовых возможностей регионов отношение к
финансовому обеспечению внеурочной части стандарта стало различным.
Большинство школ из небогатых регионов, оставшись один на один с
необходимостью выполнять ФГОСы, обязали учителей начальных классов,
учителей физкультуры, ИЗО, музыки, школьных педагогов дополнительного
образования проводить внеурочную деятельность с первоклассниками.
Администрации школ тратят на финансирование внеурочки свой надтарифный
фонд, стимулирующие надбавки, урезая возможности материального
стимулирования работников. Пока это только первые классы, а когда по
ФГОСам будут учиться вторые, третьи классы, денег может не хватить.
Что делать? Уже существует лукавый сценарий: принять решение о том,
чтобы образовательный результат, полученный школьником в учреждении
дополнительного образования детей (УДОД), засчитывать результатом
внеурочной деятельности. Это многих выручит.
Образовательные учреждения усилят контроль за занятостью учащихся,
добровольность, конечно, пострадает, но педагогам допобразования не
придется переживать о наполняемости кружков.
Но в чем лукавство? Допустим, УДОДы договорились со школами и начали
реализовать программы внеурочной деятельности – и тут стоп! Нужна
лицензия на общеобразовательную деятельность. А лицензии у них только
на свои образовательные программы. При всем желании муниципалитеты не
могут заставить внешкольные учреждения реализовать программы внеурочной
деятельности в школах. Школы, конечно, могут принимать на работу
педагогов допобразования, но тогда надо платить, а вся задумка была в
экономии.
Следующее препятствие. Переход на реализацию программ внеурочной
деятельности несет для УДОДов опасность, и это понимают дальновидные
руководители. Ведь дополнительное образование детей предполагает
включение ребенка в те или иные виды предметной деятельности для
развития мотивации к познанию и творчеству, поэтому освоение
предметного содержания для них самоценно. Занятия могут стать
прообразом профессии или хобби. А для внеурочки предметность
средственна, а цель – навыки общения, усвоение ценностей в процессе той
или иной деятельности. Не систематической, что важно.
То есть театром, например, можно заниматься как в рамках дополнительной
образовательной программы, так и в системе внеурочной деятельности.
Различия в целях и акцентах при отборе содержания, форм и способов
организации занятий. Во внеурочной деятельности постановка спектакля –
это средство социального взаимодействия, понимания мира и себя, момент
эмоционального развития, и это для каждого. Совсем другое дело –
школьный театр как объединение дополнительного образования. Он
ориентирован на знакомство с театральным искусством, дает возможность
попробовать себя в качестве актера, режиссера, декоратора, гримера и
т.д. – дети овладевают профессиональными навыками, и они успешны в этой
деятельности.
Но главный минус лукавого сценария состоит в подмене: хотели интересную
жизнь в школе, а получили занятия на чужой территории. К сожалению, к
тому идет. Из жизни школы уходят праздники, учеников отводят в соседний
центр ДО, музучилище, в клуб, где нанятые за плату аниматоры проводят
мероприятия. Как отнестись к тому, что таинство школьной елки с
царственными старшеклассниками, инициативными учениками средних классов
и только-только посвящаемыми малышами уходит в прошлое?
Победа обучения над школьной жизнью становится все ощутимее, но как и
кто вернет жизнь в школу? Справятся ли ФГОСы?