Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Сабко Павел

Внеурочная – не значит лишняя

Финансовая логика заставляет школы «сливать» внеурочную деятельность и дополнительное образование. Но вот каким будет результат

Всознании многих слово «образование» имеет значение «обучение», и когда школьное воспитание узаконивают, выделяя его как отдельную сферу образовательной программы, это вызывает разночтения.

Внеурочная деятельность – это система занятий школьника, где педагогами решаются задачи воспитания и социализации. Конечно, в идеале должна получиться целостная общественная жизнь ученика в школе, интересная, насыщенная. Но можно ли осуществить идеал в реальности?
К сожалению, ответ на вопрос лежит в финансовой плоскости. Поначалу внеурочка была включена в инвариантную часть стандарта, следовательно, расходы брал на себя федеральный центр. Потом внеурочную деятельность отправили в вариативную часть стандарта, а ответственность за финансирование возложили на субъектов Федерации. Вследствие неравномерности финансовых возможностей регионов отношение к финансовому обеспечению вне­урочной части стандарта стало различным.
Большинство школ из небогатых регионов, оставшись один на один с необходимостью выполнять ФГОСы, обязали учителей начальных классов, учителей физкультуры, ИЗО, музыки, школьных педагогов дополнительного образования проводить внеурочную деятельность с первоклас­сниками.
Администрации школ тратят на финансирование внеурочки свой надтарифный фонд, стимулирующие надбавки, урезая возможности материального стимулирования работников. Пока это только первые классы, а когда по ФГОСам будут учиться вторые, третьи классы, денег может не хватить.
Что делать? Уже существует лукавый сценарий: принять решение о том, чтобы образовательный результат, полученный школьником в учреждении дополнительного образования детей (УДОД), засчитывать результатом внеурочной деятельности. Это многих выручит.
Образовательные учреждения усилят контроль за занятостью учащихся, добровольность, конечно, пострадает, но педагогам допобразования не придется переживать о наполняемости кружков.
Но в чем лукавство? Допустим, УДОДы договорились со школами и начали реализовать программы внеурочной деятельности – и тут стоп! Нужна лицензия на общеобразовательную деятельность. А лицензии у них только на свои образовательные программы. При всем желании муниципалитеты не могут заставить внешкольные учреждения реализовать программы внеурочной деятельности в школах. Школы, конечно, могут принимать на работу педагогов допобразования, но тогда надо платить, а вся задумка была в экономии.
Следующее препятствие. Переход на реализацию программ внеурочной деятельности несет для УДОДов опасность, и это понимают дальновидные руководители. Ведь дополнительное образование детей предполагает включение ребенка в те или иные виды предметной деятельности для развития мотивации к познанию и творчеству, поэтому освоение предметного содержания для них самоценно. Занятия могут стать прообразом профессии или хобби. А для внеурочки предметность средственна, а цель – навыки общения, усвоение ценностей в процессе той или иной деятельности. Не систематической, что важно.
То есть театром, например, можно заниматься как в рамках дополнительной образовательной программы, так и в системе внеурочной деятельности. Различия в целях и акцентах при отборе содержания, форм и способов организации занятий. Во внеурочной деятельности постановка спектакля – это средство социального взаимодействия, понимания мира и себя, момент эмоционального развития, и это для каждого. Совсем другое дело – школьный театр как объединение дополнительного образования. Он ориентирован на знакомство с театральным искусством, дает возможность попробовать себя в качестве актера, режиссера, декоратора, гримера и т.д. – дети овладевают профессиональными навыками, и они успешны в этой деятельности.
Но главный минус лукавого сценария состоит в подмене: хотели интересную жизнь в школе, а получили занятия на чужой территории. К сожалению, к тому идет. Из жизни школы уходят праздники, учеников отводят в соседний центр ДО, музучилище, в клуб, где нанятые за плату аниматоры проводят мероприятия. Как отнестись к тому, что таинство школьной елки с царственными старшеклассниками, инициативными учениками средних классов и только-только посвящаемыми малышами уходит в прошлое?
Победа обучения над школьной жизнью становится все ощутимее, но как и кто вернет жизнь в школу? Справятся ли ФГОСы?

Рейтинг@Mail.ru