Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2012
Третья тетрадь
Детный мир

В НАШЕМ КЛАССЕ


Волощук Ирина

Чтобы домашнее задание не превращалось в наказание

Предложим родителям небольшой образовательный эксперимент

Большая часть учебного года прошла, и многие учителя и родители успели намучиться с тем, что дети небрежно или формально выполняют домашние задания, а иногда вообще их не делают. Родители ворчат, что учителя задают слишком много, педагоги в ответ упрекают пап и мам, возвращаясь к этой теме почти на каждом родительском собрании. Но ведь мы даже детям объясняем, что если что-то постоянно не ладится, нужно попробовать другой подход. Так и с домашним заданием: взрослым можно разработать совместную стратегию. 

Домашнее задание, выполненное быстро, продуктивно и без отвращения, – об этом могут только мечтать родители, учителя и, главное, сами ученики. Для этого нужно не так много: чтобы характер задания соответствовал особенностям ребенка. Для начала можно предложить родителям небольшое исследование: какие задания их сын или дочь выполняет охотно и с пользой для себя. А на собрании обсудить разные типы детских характеров, порекомендовать разные подходы к ребятам и договориться об обратной связи. Можно сказать, что это будет маленький совместный эксперимент, например, в течение четвертой четверти.
Конечно, каждый ребенок индивидуален, в то же время их можно объединить в условные группы. В ребенке могут переплетаться качества разных темпераментов, но преобладающий тип реакций все же можно выделить.

«Я понимаю твое разочарование»

Сенситивные дети очень чувствительны. Для того чтобы приспособиться к жизни, им необходимо ясно осознавать свои чувства. Им нравится, когда их слушают и понимают. Таким детям подходят устные задания. Можно попросить их объяснить материал одноклассникам. Основная потребность – чтобы их слышали.
Детям-сенситивчикам требуется больше времени на выполнение того или иного задания. Если взрослые заставляют делать работу быстрее, такой ребенок испытывает чувство непонимания, поскольку не считает себя медлительным. Внутренние часы таких детей идут по-другому. Если сенситивный ребенок сопротивляется, ему можно, например, сказать: «Я понимаю твое разочарование. Тебе хотелось заняться рисованием, но я хочу, чтобы ты пошел переоделся».
Без должной поддержки сенситивные дети склонны глубоко погружаться в собственные переживания и, не встречая понимания, начинают винить во всем себя. Совершив ошибку, могут отказаться идти в школу, поскольку боятся, что их будут ругать и они будут выглядеть плохо. Результат своей деятельности такой ребенок приравнивает к своим личностным характеристикам: «Я плохо сделал – я плохой».
Поэтому родителям и педагогам надо объяснить ребенку, что совершать ошибки?– нормально. Можно привести пример из своей жизни: посмотри, так бывает у всех. У этих детей большая чувствительность к оценке. Наилучший способ мотивировать на работу – это похвалить. А вот ругать ни в коем случае нельзя, поскольку такой ребенок сразу будет считать себя хуже всех и даже стыдиться зайти в класс.
Домашнее задание с сенситивным младшим школьником лучше делать вместе, если он этого попросит, но подсказывать без его просьбы не надо. Для ребенка важно, что он сам смог справиться с заданием. Задавая наводящие вопросы, взрослый будет подталкивать ребенка найти верный ответ.
 Сенситивные дети вдумчивы, глубоко восприимчивы и оригинальны; они обладают сильным творческим потенциалом и даром общения. Они добры, отзывчивы и всегда готовы прийти на помощь.

«Давай вместе!»

Активным детям требуются подготовка и структура. Их меньше заботит собственная реакция на жизненные обстоятельства, зато важна способность воздействовать на окружающий мир. Такие дети стремятся добиваться успеха. Они сами себя побуждают к действию и проявляют наибольшее стремление к сотрудничеству, когда знают, что делать, или имеют определенный план. Им нужно постоянно двигаться вперед, лидировать и делать все по-своему. Учителю и родителям нужно принять, что такие дети не признают авторитетов, у них на все есть своя точка зрения.
При выполнении домашнего задания они могут решать задачи так, как они это видят, а не так, как правильно. В таком случае лучше воздержаться от плохой оценки и попросить ребенка объяснить свою точку зрения, сопоставив ее с правильным решением. Если учитель похвалит ученика за творческое решение, тот легче будет принимать нормы порядка, поскольку в этом порядке есть место для него самого. Важно, чтобы взрослые не забивали чрезмерной правильностью желание экспериментировать. Активные дети могут воспринять другую точку зрения и принять правила взрослых, только когда те в свою очередь приняли и выслушали их.
Активным детям из-за избытка энергии трудно усидеть на месте. Им обязательно нужно что-то делать, иначе они начинают действовать бездумно и при этом легко влипают в неприятности. Именно поэтому им надо задавать деятельность и структуру, постоянно придумывать занятия. Активные дети любят бить собственные рекорды, что может послужить хорошей мотивацией при выполнении заданий.
Если ребенку все-таки нужно делать неинтересную для него работу, лучше всего разделить ее на маленькие части и в перерывах позволить делать что-нибудь другое. Давайте высокую оценку действиям малыша, и его сопротивление растает. Активные дети познают себя посредством действий и ошибок. Им нужно, чтобы окружающие признавали их успехи и прощали ошибки.
Активным детям тяжело просто сидеть и слушать. Долгие поучения и беседы не приносят желаемого результата. Побудить ребенка к действию можно, начав делать что-то самому и попросив его присоединиться. Например: «Я вижу, ты играешь и не хочешь делать уроки. Давай займемся этим вместе. Я покажу тебе, что это может быть интересно». Можно еще добавить: «Смотри, как это делается». Если же ребенок все же сопротивляется, то пришло время показать, кто главный: «Ты можешь поиграть еще пять минут, а потом я хочу, чтобы ты сел за уроки. Если тебе понадобится моя помощь, я всегда рядом».
Активные дети хотят, чтобы все происходило быстро. Поэтому почерк у большинства из них не очень аккуратный. Родителям и учителям лучше не настаивать на красивом письме, важнее, что ребенок будет писать с удовольствием. Ребята готовы смириться с медлительностью окружающих, если при этом будут заняты тем, что каким-то образом помогает другим. Нужно, чтобы такой ребенок занимался делом и чувствовал, что без него не обойтись.
Если деятельность активного ребенка всегда структурирована, он становится более отзывчивым и великодушным. Такие дети будут ответственными, компетентными и успешно смогут руководить другими.

«Решим задачу и пойдем кататься»

Реактивных детей нужно отвлекать и направлять. Они общительны и дружелюбны, с хорошо развитым чувством собственного «я». Реактивчики стремятся увидеть, услышать, ощутить и пережить все, что может предложить окружающий мир. У них широкий круг интересов, поэтому им больше, чем другим, требуется внешняя стимуляция. Каждый новый опыт обогащает их существо. Новые впечатления необходимы как дыхание.
Эти дети любят перемены и сопротивляются при необходимости на чем-то сосредоточиться. Лучший способ привлечь их внимание к работе – показать, какая она удивительная и интересная. Кроме того, это чрезвычайно свободные дети. Они не понимают, как можно выполнять какие-то приказания. Реактивные дети часто бросают дела на полпути просто из желания взяться за что-то новенькое. Зная это, родители не будут сердиться на своего ребенка, а дадут ему возможность переключиться на другой вид деятельности. Постепенно нужно увеличивать время выполнения задания, и ребенок вскоре научится сосредотачиваться, ему будет хватать терпения доделать работу до конца. Чем больше взрослые дадут возможности реактивному ребенку исследовать, изменяться, тем быстрее он научится вникать в суть задания, удерживать свое внимание.
Такие дети постоянно отвлекаются, поэтому необходимо их направлять. Они могут забыть указания взрослых не потому, что сопротивляются их воле или хотят досадить. Они действительно забывают. Нельзя стыдить за эту склонность. Если реактивный ребенок не хочет что-то делать, можно просто перенаправить его к новой возможности. Например, так: «Ты устал заниматься математикой. Хорошо, давай займемся другими заданиями. Что тебе интересно? Потом мы снова вернемся к задачкам, когда ты немного отдохнешь». Еще можно мотивировать так: «Давай решим задачу и тогда сможем пойти кататься с горки». Важно понимать, что реактивным детям очень тяжело удерживать себя, поэтому, мотивируя их, взрослые дают им внутренние силы не убежать.
Таким детям очень сложно поддерживать порядок в своем портфеле, в комнате. Тут им требуется помощь.
Желательно, чтобы взрослые не давали ребенку перевозбуждаться. Активные игры должны переходить в более спокойные, иначе он будет плохо спать, у него может расти нервное напряжение, как и в случаях, когда он не имеет возможности выплеснуть накопившуюся энергию.
Если взаимодействовать с ребенком в соответствии с его темпераментом, то, повзрослев, он будет ответственным, сосредоточенным, целеустремленным, уверенным в себе человеком.

«Через 10 минут надо сесть за уроки»

Восприимчивые дети больше других обеспокоены тем, как протекает жизнь. Они хотят знать, что произойдет в следующий момент и чего ждать от будущего. Новые ситуации могут вызвать у них сопротивление и страх. Им нужен ритм, повторяемость и ритм. Побудить к действию таких ребят лучше всего замечаниями типа: «А сейчас пришло время собрать портфель» или «Через десять минут будем делать уроки».
Это очень добродушные и вдумчивые дети. На любую деятельность им требуется больше времени, но они непременно сделают все как следует. Они принимают решения медленно. Вопросы: «О чем ты думаешь?», «Что ты чувствуешь?», «Что ты хочешь?» – могут поставить их в тупик. Вместо этого им нужно говорить, что надо делать.
Таким детям нужно, чтобы все вокруг было предсказуемо, они не любят сюрпризов, часто плачут во время праздников, поскольку боятся неизвестности. Их сильная сторона – это вовлеченность в работу. Они могут целыми днями возиться с конструктором, собирать мелкие детали. Не любят, когда их отрывают от работы или торопят.
В школе такому ребенку может не понравиться из-за того, что там постоянный шум, все его дергают, мешают сосредоточиться. Придя домой, он хочет отдохнуть, побыть в тишине, закрыться в комнате, занявшись любимым делом.
Фраза «Не хочешь ли сделать уроки?» не будет иметь успеха, лучше сказать: «Сегодня в 17 часов тебе надо сесть за уроки». Важно не отрывать ребенка от той работы, которой он занят. А предупредить, что скоро следует переключиться на что-то другое. Можно спросить, сколько времени ему понадобится, чтобы закончить начатое.

Рейтинг@Mail.ru