Пословичное воспитание
Почему хлесткие присказки не лучшие педагогические максимы
Сцена в магазине: продавец, поговорив с покупательницей,
протягивает ее дочке (лет 6) мандарин уже от себя – та неожиданно
делает недовольное лицо, отворачивается: «Фу! Вот еще!» Общая
неловкость. Что дальше? Разве неясно, что девочка грубая,
невоспитанная. Ей обязательно надо об этом сказать!
И так мы клеймим, клеймим детей, а они преподносят нам сюрприз за
сюрпризом. Получил двойку – «стал двоечником». Схватил кошку за хвост –
«живодером растешь». Отнял игрушку у приятеля – «вот бандит». Врун!
Бездельник! Вор! Такое впечатление, что мы только и делаем, что
высматриваем дурные наклонности в ребенке.
Откуда это? Одна из версий: в нас включается «пословичное» воспитание.
Хотя в народной мудрости чудесно уживаются строгость с великодушием, а
гимны трудолюбию – с хвалой лени, есть пословицы и поговорки, суть
которых – постоянство человеческого характера: «Раз украл – навек вором
стал», «Единожды совравший – кто тебе поверит», «Дегтем торговал –
дегтем провонял», «Зарекалась ворона падали не клевать» и так далее. Из
века в век фолк-психология учит нас тому, что все пороки человека
остаются неизменными. Оступился – и уже никогда не выправишься, не
отмоешься, не вымолишь прощения.
Но если бы это было так, предсказание и объяснение человеческого
поведения было бы легким делом. Одно действие раскрывало бы неизменную
черту характера и позволяло бы прогнозировать поведение в бесконечном
количестве случаев. Но тогда что сказать по таким поводам: гроза всего
района, грубиян и сорванец становится высококлассным юристом,
справедливым судьей; девочка-оторва, носившая неприлично короткие юбки,
становится добропорядочной матерью? Не так все просто.
Ребенок растет, разные качества развиваются неравномерно, ошибок не
избежать, и важно, чтобы о проступках можно было говорить.
«Дочь, а что с тобой было?» – спросила мама у той девочки, когда они
вышли из магазина. И услышала: «Не знаю. Я сильно застеснялась
почему-то». И ведь правда: внутренний зажим может проявляться и как
агрессия, тогда что толку от «как тебе не стыдно»?
Но мы в момент клеймения не думаем, нами движет страх, что двойка или
грубость войдут в привычку и он навсегда останется лгуном, тормозом,
хамом, да мало ли. Хотя как раз заостряя внимание на негативном
поступке, раздувая его до свойства личности, лишая надежды на
исправление, мы и добиваемся того, чего боимся.
Маркирование всякого неудачного действия ребенка хлесткой присказкой
еще и тем нехорошо, что народная мудрость с ее безапелляционностью
может работать как пророчество, которое само себя исполняет.
Джанни Родари, кстати, думал об этом: в «Старых пословицах» – http://www.rodari.ru/starye_poslovicy.htm
– он едко высмеял пословичное мышление. А был он великий знаток детских
душ.