О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
В последнее время российские педагоги проявляют все больше
интереса к так называемому формирующему оцениванию. В педагогической
практике западных стран этот подход уже получил широкое распространение
и считается одним из главных инструментов обеспечения высокого качества
образования. Примечательно, что формирующее оценивание особенно
эффективно в работе с детьми, имеющими изначально более низкий уровень
знаний.
О том, что представляет собой этот метод, рассказывается в статье Инны
Кравцовой и Марины Пинской
«Критериальное оценивание входит в практику отечественной школы»
(«НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 3 за 2012 год).
При формирующем (критериальном) оценивании, отмечают авторы, оценка
нужна для получения данных о текущем состоянии дел и определения
ближайших шагов. Расчет делается на то, что ученики, овладевая в
процессе обучения инструментарием оценивания, будут затем
самостоятельно оценивать свои работы, чтобы понять, на каком уровне они
находятся сейчас и каким образом смогут достичь большего прогресса.
Формирующее оценивание начинается с того, что педагог (либо ребята с
помощью учителя) разрабатывает и предъявляет детальные критерии
оценивания работы, которые становятся неотъемлемой частью задания. На
первых порах ребята консультируются с педагогом по поводу того,
соответствует ли работа ожидаемому уровню и что можно сделать для ее
улучшения. Открытая процедура оценивания и обратная связь дают
множество значимых для обучения эффектов. В частности, через несколько
недель ученики начинают очень внимательно читать условия задач, понимая
важность каждого слова в формулировке. Отметка учителя становится не
очередным «сюрпризом», а фиксацией вполне понятных вещей, и вскоре
школьники уже сами могут определить, какого балла заслуживает их работа.
Помимо описания принципов и механизма критериального оценивания в
статье содержится множество практических примеров его использования.
Как известно, всякая образовательная реформа имеет свои
идейные основания, которые формируются в том числе под влиянием
доминирующих в профессиональном сообществе научных школ и теорий. Какие
же теоретические воззрения определяют направленность современных
реформаторских процессов? Этому вопросу посвящена статья Александра
Шевелева «Образовательные
стратегии развития современной школы в зарубежной педагогике»
(«ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 1 за 2012 год).
Автор статьи выделяет четыре ведущие концептуальные парадигмы, условно
обозначая их как традиционную (консервативную), гуманистическую,
прагматическую и глобальную. При этом в различных странах степень
влияния конкретных идей может существенно разниться. Например, в
Америке большинство учителей поддерживают «прагматиков», главная цель
которых – школа, способная готовить молодежь к реальной жизни. Отсюда и
основная задача – обучить детей тому, что наиболее востребовано: знания
по экономике, управлению (бизнес, менеджмент), праву, компьютерной
грамотности, иностранным языкам...
В то же время во многих западных странах все большую популярность
приобретает глобальная парадигма. Ее сторонники считают, что школа
должна готовить учеников к пониманию и адекватному разрешению острейших
проблем современности: перенаселенности планеты, издержек
неконтролируемой урбанизации, бесконтрольного роста новых технологий,
национализма, экологических катастроф, взаимозависимости элементов
современной цивилизации, ослабления духовных (мировоззренческих,
нравственных) основ современного общества. С точки зрения глобалистов,
целью школьного образования является не знание как таковое, а отношение
к социально значимой проблеме на основе этого знания.
Таким образом, современная западная педагогическая мысль сочетает в
себе достаточно разновекторные подходы к развитию школьного
образования. И порой стратегическое самоопределение происходит на
уровне конкретных школ. Но поскольку преимущества и недостатки
отдельных подходов широко дискутируются, в общественном сознании эти
направления различаются достаточно четко, что дает родителям
возможность сознательного выбора стратегии образования для своего
ребенка.
В России, как мы знаем, ситуация иная.