Параллели февраля
Что объединяет декабрь 2011, август 1991 и февраль 1917?
Пять лет назад, когда отмечалась тоже не юбилейная, но вполне
круглая дата – 90-летие Февральской революции, недостатка в
исторических параллелях не было, а потому чтение едва ли не каждой
статьи на эту тему превращалось в чтение между строк.
«Февраль 1917-го – одна из печальных дат российской истории. В
течение нескольких дней была разрушена российская государственность, а
с ней и великая страна», – писал кремлевский политолог, и сразу
становилось понятно: это он не о тех, девяностолетней давности,
событиях, а о девяностых годах минувшего века, чтобы ни у кого не
возникло сомнений в том, что они «лихие».
В «Российской газете», в одном ряду с законами и
правительственными постановлениями, появились солженицынские
«Размышления над Февральской революцией». Работа, написанная в 1983
году, выступила в роли официальной точки зрения. Солженицын называл эту
вторую русскую революцию «удивительной», но тут же добавлял про
«грязный цвет февраля» и про то, что атмосфера ее «была духовно
омерзительна, она с первых часов ввела и озлобление нравов, и
коллективную диктатуру над независимым мнением (стадо), идеи ее были
плоски, а руководители ничтожны».
«А ведь это о либеральной интеллигенции и вообще о самой идее
либерализма»,– догадывались читатели: кто-то – с грустью, а кто-то – с
удовлетворением.
Либеральные историки не соглашались: «главная причина всех
революций состоит в том, что реформы не проводятся вовремя»,
«консервативно настроенная власть явно не поспевала за ходом времени;
общество же в своих преобразовательных устремлениях нередко опережало
его».
«Это как будто про нашу “перестройку”», – вспоминал читатель,
которому есть что вспомнить. Ни во власти, ни в обществе пять лет назад
никаких преобразовательных устремлений не наблюдалось.
И вот теперь, в 2012-м, снова статьи, публикации, теле-,
радиопередачи к нынешней «некруглой» дате и снова исторические
параллели. С одной только существенной разницей. Все параллели и
аналогии обращены не в прошлое, а в настоящее.
«Огромная напряженность ожидания, всеобщность, бодрость,
легкие быстрые походки (честное слово – крылатые – легкие), чудесные
человеческие лица», – записывает в своем дневнике восемнадцатилетняя
Ольга Бессарабова, юная архивная барышня, 27 февраля. И еще на
следующий день: «Тьма-темь сияющего народа».
А это уже из другого дневника. Его вел на протяжении
десятилетий Алексей Васильевич Орешников, знаменитый русский историк,
легендарный московский нумизмат, хранитель Исторического музея (сначала
– Императорского, потом – Государственного). В феврале 1917-го ему 61
год: «1 марта. Вчера вечером Надя телефонила. Ходила по Плющихе,
Арбату; народу всюду масса, настроение, как в пасхальную ночь,
радостное. По-видимому, чувствуется, что старый режим скоро отойдет в
область истории. 2 марта. Газеты вышли! Давно ожидаемая революция
наступила».
Общее впечатление от этих свидетельств очевидцев – дежавю. Мы
это уже видели. Это было не девяносто пять лет назад, а совсем недавно:
десятки тысяч людей на площадях, улыбающиеся светлые лица. Когда 10
декабря прошлого года федеральным телеканалам было позволено освещать
митинг на Болотной площади, меня поразил один из репортажей: это был не
репортаж, а конкурс красоты. Дело было не в том, что впервые за много
лет с экрана на этом канале звучали другие слова и другие мнения, –
оператор как будто намеренно выбирал поразительно красивые молодые
лица. Это была настоящая красота – не привычные целлулоидные муляжи,
ожидаемые от телекартинки с этим логотипом. Но оператор, конечно,
ничего не выбирал. Камера просто давала крупные планы подряд. И этим
было сказано гораздо больше, чем разрешено было сказать корреспонденту.
Только надежда и чувство собственного достоинства дают такую особенную
подсветку любому лицу.
Эти кратковременные вспышки человеческого самоуважения и
самосознания, это особенное ликование... Такие же лица те, кто
постарше, помнят еще по митингам времен «перестройки» и 1991 года.
Потом снова все погасло. И в этом смысле февраль 1917-го – вечная драма
несбывшихся надежд нашего общества. Уже несколько дней спустя
наблюдательная Оля Бессарабова увидит другие лица, которые поразят ее
не меньше, «глумливые» и «некрасивые», и почувствует «запах мясной
лавки», который установится в России надолго уже через несколько
месяцев. А пожилой историк Орешников тогда же, первого марта, после
«долгожданная революция наступила» напишет: «Удар старому режиму
нанесен, но остается еще совсем упразднить старый порядок, авось
удастся сделать, если препятствием не будет обычная славянская рознь».
И эти опасения оправдаются. Именно «обычная славянская рознь», взаимная
грызня мелких многочисленных политиков, для которых власть – самоцель,
вообще фатальная их слабость, несоответствие, как сказали бы сейчас,
«вызовам времени», сыграют роковую роль в русской истории, едва не
свернувшей со своего привычного пути – пути классической восточной
деспотии. Понятно, что движение по этому пути никогда не давало
отчужденному от власти обществу возможности вырастить идею власти
изнутри. Демократия в России всегда была только надеждой. Надежда
заставляет лица сиять, а сердца – биться чаще. Но она не создает четких
общественных механизмов, ясных целей, не выдвигает личностей, способных
взять на себя ответственность. И в общем, этого от нее и не стоит
ждать. Надежда – это предощущение и предчувствие, а не идея и не
программа. До тех пор пока мы живем надеждами, их возрождением и
крушением, Февральская революция будет оставаться нашим вечным дежавю.