Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2012
Третья тетрадь
Детный мир

АЗБУКА ПЕДАГОГА


Фиофанова Ольга

Традиционные воспитательные практики: дефицит событий, деятельности, рефлексивности

Несколько форм работы, создающих поддерживающую среду для подросткового взросления

В прошлом номере мы начали разговор о том, какие недостатки педагогической практики и стереотипы в сознании воспитателя мешают нормальному процессу взросления. Речь шла о том, что мифологичность наших представлений о мотивах ребенка, демонстративное отрицание подростковой субкультуры, искусственное разделение детей по возрастам создают препятствия на пути к взрослости. Сегодня предлагаем вам продолжение этой темы.

Дефицит событий – аномичность

Событийные формы инициируют взросление подростка. Если в школе достаточно событийных форм, то взрослый – это референтная (значимая) фигура для ребенка. Если их мало, то мы сталкиваемся с проблемой аномичности воспитания.
Воспитание не выдерживает конкуренции с «просвещенчеством» средств массовой информации, дающих явные ориентиры подростку, как должен выглядеть взрослый (мода), чем владеть (реклама), как надо жить взрослому (телешоу). Для подростков источником «воспитательных» идей становится анонимная фигура. Авторитеты утрачиваются в реальной жизни (педагоги, родители), зато преобладают источники обезличенных «воспитательных» идей. Для подростков таким источником становится «анонимная фигура». Социальная аномия заключается в том, что воспитатели, как носители нормы, отвергаются подростками, а сами нормы взросления становятся безликими. В таких условиях воспитание возможно в поисках «номуса» взросления вместе с подростками.

Практикум. Банальная организационная проблема школьного образования – введение школьной формы. Мы сделали это в форме Школьного показа мод, где подростки сами определяли с участием приглашенных экспертов-профессионалов деловую форму одежды в школе. А как вы это делаете, коллеги?
Вместо чтения лекций о вреде алкоголизма, наркомании, проблемах подростковой проституции, подросткового нигилизма, проблемах семейных и школьных конфликтов попробуйте сконструировать пространство диалога с подростками, вырастить номус не как моральное правило, а как нравственный принцип (внутреннюю позицию субъекта).
В этом смысле проблему аномичности помогает разрешить воспитательная практика «Взросление в зеркале cinema». Кино как практика воспитания дает возможность строить диалог, искать «номус» взросления вместе с подростками, прогнозировать варианты жизненного пути взрослеющего.
На этапе этюда – анонсирование вариантов взросления – педагог излагает анонс фильма (это можно сделать в виде стихотворения, афоризма, письма пережившего аналогичную проблему человека, отзыва предыдущих зрителей о фильме). В анонсе должны сквозить недосказанность, неисчерпанность для инициации ценностного отношения подростков. На этапе этюда акцентируется внимание на социальных проблемах взросления, проживаемых героями фильма.
После просмотра фильма следует этап экспликации (от латинского – «усиление»), он предполагает актуализацию переживаний посредством педагогически сформулированных вопросов о социальной проблематике фильма, что и составляет суть посредничества в освоении взрослости подростком.
Этап рефлексии направлен на осознание подростком собственной позиции по отношению к проблеме. В ходе групповой работы происходит поиск вариантов решения проблемы не только в дальнем действии (по отношению к героям фильма и абстрактным прототипам героев), а и в близкодействии (по отношению к конкретным людям, живущим рядом, к своему городу, классу, сообществу дома, района, города).
Например, так может выглядеть работа с фильмом «SOS – спасите наши души» (режиссер – Андрей Ипполит, фильм легко найти в интернете). Главные действующие лица – 13-летние подростки Зина и Миша, живущие в небольшом провинциальном городке. Сложности, с которыми они сталкиваются дома, однажды толкают их на воровство. Что такое нравственный закон в жизни? Что в современном мире значат деньги? Правда ли, что «чем больше взрослею, тем больше имею»?

Экспликация

– К кому обращено название фильма «SOS – спасите наши души»? Чьи души нужно спасать?
– Что побуждает Зину украсть деньги из дома в первый раз, ведь она это делает не для себя?
– Почему и за что Зине нравится Миша, а не другие сверстники? Можно ли заключить, что мотоцикл, который есть у Миши, – это атрибут взрослости? И почему Зине легко совершить кражу денег для ремонта мотоцикла как сохранения атрибута взрослости?
– Что позволяет подросткам совершать дальнейшие кражи барсеток из стоящих машин, гоняя на мотоцикле?
– Почему они принимают решение тратить деньги только на себя? И справедливо ли утверждение Зины о том, что «дети должны заботиться о своем будущем, чтобы потом позаботиться о своих детях, а родители-взрослые должны заботиться о себе сами»?
– Что побуждает их отдать деньги на операцию больной девочке-соседке?
– Почему при таком нравственном отношении к близкому больному они шантажируют больного мальчика, сидящего в машине с барсеткой своего отца?
– Где и когда человек переходит ту грань, за которой утрачивает нравственное отношение?
– Можно ли сказать, что сработал закон социальной справедливости и подростки превратились из воров в обкрадываемых отцом испуганного ими мальчика?
– Почему при словах своего сына: «Папа, а ты купишь мне такой же мотоцикл, когда я вырасту?» – криминальный авторитет останавливает «разборку» с Мишей и Зиной, выбрасывая собранные ими для него деньги в реку?

Рефлексия

– На какие атрибуты взрослости, по-вашему, ориентируются современные подростки (сотовый телефон, курение, физическая сила...)?
– Почему для подростков так важны атрибуты в проявлении своей взрослости?
– Можно как-то по-другому проявлять взрослость? Как?
– Почему нельзя преступать нравственный закон для достижения внешних атрибутов взросления (ролики, мобильный телефон, мотоцикл)?
– А если взрослеть не только внешне, но и внутренне, какие из нравственных качеств человека могут составить «конкуренцию» внешним атрибутам взрослости»?
– Можете описать, как изменялись лично ваши атрибуты взросления с возрастом: 10, 12, 14 лет?
– Оглянитесь, вокруг кто-нибудь сигналит «SOS – спасите наши души»? Что вы можете для них сделать?

Таким образом, педагог опосредует переживание проблем взросления подростками, прогнозирует вместе с ними варианты взросления, что помогает предупредить асоциальные варианты (это отличает педагогическое прогнозирование от ситуативного реагирования).

Псевдодеятельность

Проблемы взросления могут возникать, если в воспитательной практике преобладают недеятельностные формы воспитания. Те, что ориентированы на процесс: игры, шоу, конкурсы, а не на продукт: художественный, трудовой, интеллектуальный, социальную значимость. В традиционных практиках воспитания мало деятельностных форм с социально-культурными ритуалами для осмысления подростком собственной взрослости.
Вот реальный пример из практики: учительница истории, она же классный руководитель 6 класса, организовала для своих ребят классный час на тему «История Победы в моей семье» в форме викторины. При этом подростки были поделены ею на две команды: те, чьи дедушки и прадедушки воевали, и потомки не воевавших дедушек и прадедушек. Содержание вопросов викторины действительно интересное, интеллектуально развивающее. Но в чем воспитательный смысл этой деятельности? Псевдодеятельности… При этом сама классная руководительница не осознавала последствий такой «воспитательной формы». Шестиклассники, раздосадованные несправедливым «счетом викторины»: «12:9 победила команда тех, чьи дедушки-прадедушки не воевали», назначили «Турнир Победы» в школьном дворе, решив на кулаках доказать, кто сильнее.
А сколько таких псевдодеятельностей организуется в реальной воспитательной практике? Как искажаются смыслы воспитания? Как отражаются «псевдодеятельности» на процессе развития детей и подростков? Как принимает или сопротивляется «псевдодеятельностям» их внутренний мир?

Нерефлексивность

Проблема возникает оттого, что не рефлексируются стереотипы отношения к детству. Зато укореняются стереотипы о взрослом, который предугадывает жизнь ребенка наперед, а ребенку остается лишь слушаться. Опасность состоит в убеждении, будто об объекте управления – детстве – взрослые знают все. Но уверенность в таком знании иллюзорна. Логически несовместимо сочетание: требование «взрослости» (взрослого поведения) и ожидание «детскости» (детского поведения). Внутри подобной структуры обретает свою психологическую реальность стереотип ребенка как «взрослого невзрослого» или «невзрослого взрослого».

Прочтите дневник подростка. Что осознается вами относительно существующего мира взрослеющих?

Например, онлайн-дневник «http://kobbra.mindmix.ru» излагает историю: «“А давайте поиграем в самосожжение”, – предложило Безумие. Все отвернулись. Безумия боялись, но не уважали. “А давайте поиграем в самосожжение”, – предложила Глупость. Все заохали. Предложение было действительно любопытное. “Даже не знаю”, – засомневалось Сомнение. “Может не надо? Ой, мне страшно”, – испугался Страх. “Я сбегаю за бензинчиком? Только мне деньги надо. Давайте скидываться”, – предложила Инициативность. “Готично”, – сказала Готичность. “Да-да, давайте скинемся, и я сбегаю за бензинчиком”, – сказал Обман, но никто ему не поверил. “Вот все мои деньги”, – сказал Лох, доставая деньги. “А сколько надо?” – спросил Реализм. “Я не дам денег, у меня нету!” – возопила Жадность. Красота, Любовь, Страх, Глупость, Асоциальность, Безумие – все скинулись. Даже Сомнение. Гордость дала больше всех денег. Обман и Жадность воздержались. “Ну и фиг с ними”, – сказал Пофигизм, и Инициативность побежала за бензином. “Надо поджечь себя не просто так, а в знак протеста против политики международного валютного фонда”, – сказало Безумие, и все согласились. Скоро вернулась Инициативность с пивом, со спичками и с канистрой бензина. Все похвалили Инициативность за инициативность с пивом и приступили к обливаниям бензином. Очень красиво горела Красота. Безумие бегало и истошно верещало, пытаясь сбить пламя. Любовь сгорела быстрее всех. А дольше всех тлела Гордость. Все сгорели. Кроме Неуверенности. Она стояла невдалеке и наслаждалась заревом».

Рейтинг@Mail.ru