Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2012
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Екатерина Александрова: «Мы видим перед собой абсолютно новых детей и новых родителей»

Чем же должен и может руководствоваться взрослый, принявший позицию педагогического сопровождения? За комментариями по этому вопросу мы обратились к?организатору конференции доктору педагогических наук Екатерине Александрова.


– Чтобы сопровождать ребенка на пути освоения мира, нужно как минимум представлять себе, кто он. А все учителя в один голос твердят, что дети в последнее десятилетие стали совсем другими, чуть ли не инопланетянами...

– Действительно, мы сейчас видим перед собой абсолютно нового ребенка. Кстати, выросло и поколение новых родителей. И у многих учителей возникает диссонанс между сложившимся у них образом ребенка и реальным учеником. И это не единственное расхождение. Все больше педагогические требования школы отдаляются от представлений родителей о том, что и как воспитывать в их детях и чему их обучать. Методы и формы работы с детьми расходятся с базовыми потребностями детства. Ребятам абсолютно необходимы движение, приключения, радость. Часто ли мы видим, что концепция воспитательной работы исходит из этих потребностей? А обучение... Только ленивый не сказал, что оно должно строиться на природной любознательности детей. Но и здесь традиции остаются неизменными: учитываются привычки учителя, а не интересы ученика. Простейший пример: кто задает больше вопросов на уроке – взрослый или ребенок? А ведь вопросы должен задавать тот, кто меньше знает и учится. То есть школа у нас устроена как-то не так...

– Вот это как раз проблема не последнего времени: «не так» школа была устроена и двадцать, и пятьдесят, и, думаю, сто лет назад. Может быть, тогда дети не так остро реагировали на ее несоответствие детским потребностям. А нынешние ученики совсем перестали с ней совпадать.

– Да, они совсем другие: привыкли к мгновенному восприятию мира. Телевидение и мультимедиа приучили их к яркой, быстро изменяющейся картинке. Если еще поколение назад люди удерживали в кратковременной памяти семь элементов (плюс-минус два), то сейчас лишь пять. Сокращаются «порции» информации, это видно на примере эсэмэс, твиттера. Поэтому учитель, вооруженный классической педагогикой долгих монологов, теряется. Отсюда возникает острая необходимость исследования психологических и возрастных особенностей современных детей, специфики их мировосприятия, мышления и деятельности. Нам нужно научиться понимать, например, как интернет влияет на формирование у ребенка картины мира, на развитие и становление его Я.

– И как же он влияет?

– Тот, кто с детства чувствует себя в нем как рыба в воде, проживает множество ролей. Ведь именно интернет дает ребенку возможность примерить на себя маску персонажа другого возраста или пола, вжиться в иной характер или социальный статус. Это интересный опыт для самоопределения.

– Но это вымысел, игра, имитация...

– Дело в том, что дети и подростки воспринимают этот опыт как полноценную замену реального переживания и реального мира. Кстати, анонимность в виртуальном мире стирает еще одну устоявшуюся норму: «кто старше, тот больше знает» – и серьезно меняет характер взаимодействия детей и взрослых. В виртуальном мире все на равных, здесь приняты разновозрастные объединения, где присутствуют и пенсионеры, и пятиклассники.

– С одной стороны, звучит привлекательно: общение на равных. Но с другой – ребенок лишается естественной защиты «могущественного» взрослого. Если я, пятиклассник, равен по возможностям и знаниям своим родителям, кто защитит меня от опасностей внешнего мира?

– В этих условиях родительская мудрость будет заключаться в том, чтобы помочь ребенку совершить различные культурные пробы, осуществить разные культурные практики. В одной области ты мне оказываешь помощь, в другой я становлюсь для тебя опорой. Сейчас родители и дети могут обмениваться такими репликами: «Почему ты не читаешь книгу?» – «А ты не читаешь блоги». Или: «Ты плохо пишешь палочки». – «А ты медленно печатаешь на клавиатуре». Паритетным отношениям нужно учить родителей, объяснять, каков он, их ребенок, давать повод для их содержательной встречи. И если это будет происходить в школе, школа станет востребованной.

– Но пока этого не происходит. И где добирают наши дети недостающего жизненного опыта, где осваивают мир?

– Из-за изменившихся условий они осваивают его довольно своеобразно. Раньше перед городским ребенком пространство раскрывалось так: квартира, дом, двор, город. Сейчас маршрут освоения мира изменился. Есть квартира. Понятие дома разрушено (в многоквартирных домах), двор вообще ушел из детской субкультуры, и весь мир, доступный через интернет. То есть ребенок может чувствовать себя или жильцом квартиры, или жителем Земли. И педагоги должны учитывать такую картину мира у детей мегаполисов и тех городов, где интернет стал привычной «средой обитания».

– Может быть, они и образование будут получать в сетях, а школа им ни к чему? По крайней мере многие учителя считают, что нынешним детям не нужно ничего, кроме развлечений.

– Дети по-прежнему тянутся к знаниям, только знания эти более утилитарные, те, что можно использовать сию минуту. И читают они не меньше, только читают записи в ЖЖ или блоги. Иностранный язык изучают через живую практику. При этом отсекают все, что им не интересно и не нужно. Увы, в эту категорию попадают многие школьные задания.

– Что же делать учителю, родителям? В чем их задача, которая изменилась вместе с образом ребенка?

– Опираться на базовые потребности детей в приключении, радости, общении, движении, любознательности и педагогически сопровождать их взросление.

– Чем сопровождение отличается от педагогической поддержки (это более привычный, знакомый термин)?

– Когда малыш учится ходить, мы его поддерживаем. Но как только он сможет делать это самостоятельно – сопровождаем, просто идем рядом, а иногда чуть позади, обращаем его внимание на то, что происходит вокруг, страхуем от опасностей только когда он начинает падать. Так же и с педагогическим сопровождением. 

Материалы подготовила Елена КУЦЕНКО

Рейтинг@Mail.ru