ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Екатерина Александрова: «Мы видим перед собой абсолютно новых детей и новых родителей»
Чем же должен и может руководствоваться взрослый, принявший
позицию педагогического сопровождения? За комментариями по этому
вопросу мы обратились к?организатору конференции доктору педагогических
наук Екатерине Александрова.
– Чтобы сопровождать
ребенка на пути освоения мира, нужно как минимум представлять себе, кто
он. А все учителя в один голос твердят, что дети в последнее
десятилетие стали совсем другими, чуть ли не инопланетянами...
– Действительно, мы сейчас видим перед собой абсолютно нового
ребенка. Кстати, выросло и поколение новых родителей. И у многих
учителей возникает диссонанс между сложившимся у них образом ребенка и
реальным учеником. И это не единственное расхождение. Все больше
педагогические требования школы отдаляются от представлений родителей о
том, что и как воспитывать в их детях и чему их обучать. Методы и формы
работы с детьми расходятся с базовыми потребностями детства. Ребятам
абсолютно необходимы движение, приключения, радость. Часто ли мы видим,
что концепция воспитательной работы исходит из этих потребностей? А
обучение... Только ленивый не сказал, что оно должно строиться на
природной любознательности детей. Но и здесь традиции остаются
неизменными: учитываются привычки учителя, а не интересы ученика.
Простейший пример: кто задает больше вопросов на уроке – взрослый или
ребенок? А ведь вопросы должен задавать тот, кто меньше знает и учится.
То есть школа у нас устроена как-то не так...
– Вот это как раз проблема
не последнего времени: «не так» школа была устроена и двадцать, и
пятьдесят, и, думаю, сто лет назад. Может быть, тогда дети не так остро
реагировали на ее несоответствие детским потребностям. А нынешние
ученики совсем перестали с ней совпадать.
– Да, они совсем другие: привыкли к мгновенному восприятию
мира. Телевидение и мультимедиа приучили их к яркой, быстро
изменяющейся картинке. Если еще поколение назад люди удерживали в
кратковременной памяти семь элементов (плюс-минус два), то сейчас лишь
пять. Сокращаются «порции» информации, это видно на примере эсэмэс,
твиттера. Поэтому учитель, вооруженный классической педагогикой долгих
монологов, теряется. Отсюда возникает острая необходимость исследования
психологических и возрастных особенностей современных детей, специфики
их мировосприятия, мышления и деятельности. Нам нужно научиться
понимать, например, как интернет влияет на формирование у ребенка
картины мира, на развитие и становление его Я.
– И как же он влияет?
– Тот, кто с детства чувствует себя в нем как рыба в воде,
проживает множество ролей. Ведь именно интернет дает ребенку
возможность примерить на себя маску персонажа другого возраста или
пола, вжиться в иной характер или социальный статус. Это интересный
опыт для самоопределения.
– Но это вымысел, игра,
имитация...
– Дело в том, что дети и подростки воспринимают этот опыт как
полноценную замену реального переживания и реального мира. Кстати,
анонимность в виртуальном мире стирает еще одну устоявшуюся норму: «кто
старше, тот больше знает» – и серьезно меняет характер взаимодействия
детей и взрослых. В виртуальном мире все на равных, здесь приняты
разновозрастные объединения, где присутствуют и пенсионеры, и
пятиклассники.
– С одной
стороны, звучит привлекательно: общение на равных. Но с другой –
ребенок лишается естественной защиты «могущественного» взрослого. Если
я, пятиклассник, равен по возможностям и знаниям своим родителям, кто
защитит меня от опасностей внешнего мира?
– В этих условиях родительская мудрость будет заключаться в
том, чтобы помочь ребенку совершить различные культурные пробы,
осуществить разные культурные практики. В одной области ты мне
оказываешь помощь, в другой я становлюсь для тебя опорой. Сейчас
родители и дети могут обмениваться такими репликами: «Почему ты не
читаешь книгу?» – «А ты не читаешь блоги». Или: «Ты плохо пишешь
палочки». – «А ты медленно печатаешь на клавиатуре». Паритетным
отношениям нужно учить родителей, объяснять, каков он, их ребенок,
давать повод для их содержательной встречи. И если это будет
происходить в школе, школа станет востребованной.
– Но пока этого
не происходит. И где добирают наши дети недостающего жизненного опыта,
где осваивают мир?
– Из-за изменившихся условий они осваивают его довольно
своеобразно. Раньше перед городским ребенком пространство раскрывалось
так: квартира, дом, двор, город. Сейчас маршрут освоения мира
изменился. Есть квартира. Понятие дома разрушено (в многоквартирных
домах), двор вообще ушел из детской субкультуры, и весь мир, доступный
через интернет. То есть ребенок может чувствовать себя или жильцом
квартиры, или жителем Земли. И педагоги должны учитывать такую картину
мира у детей мегаполисов и тех городов, где интернет стал привычной
«средой обитания».
– Может быть,
они и образование будут получать в сетях, а школа им ни к чему? По
крайней мере многие учителя считают, что нынешним детям не нужно
ничего, кроме развлечений.
– Дети по-прежнему тянутся к знаниям, только знания эти более
утилитарные, те, что можно использовать сию минуту. И читают они не
меньше, только читают записи в ЖЖ или блоги. Иностранный язык изучают
через живую практику. При этом отсекают все, что им не интересно и не
нужно. Увы, в эту категорию попадают многие школьные задания.
– Что же делать учителю,
родителям? В чем их задача, которая изменилась вместе с образом ребенка?
– Опираться на базовые потребности детей в приключении,
радости, общении, движении, любознательности и педагогически
сопровождать их взросление.
– Чем сопровождение
отличается от педагогической поддержки (это более привычный, знакомый
термин)?
– Когда малыш учится ходить, мы его поддерживаем. Но как
только он сможет делать это самостоятельно – сопровождаем, просто идем
рядом, а иногда чуть позади, обращаем его внимание на то, что
происходит вокруг, страхуем от опасностей только когда он начинает
падать. Так же и с педагогическим сопровождением.
Материалы подготовила Елена КУЦЕНКО