ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Сопровождать ребенка на пути освоения мира...
... нужно так, чтобы он шел на шаг впереди
Еще так недавно, говоря о мировоззрении подрастающего
человека, принято было использовать чугунную формулировку «необходимо
формировать». Сейчас, к счастью, отношение меняется, и все больше
педагогов понимают: нельзя вложить в сознание ребенка ту картину мира,
какую захотим. Зато мы можем быть внимательными, доброжелательными и
бережными проводниками на пути освоения и узнавания мира. Что нужно
учитывать, перестраивая таким образом педагогическую практику? Об этом
говорилось на Международной научно-практической конференции
«Формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение»,
которая состоялась в начале февраля на базе кафедры методологии
образования факультета педагогики начального и специального образования
Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского.
В этой миссии сопровождения важны все взрослые, окружающие
ребенка. Первые представления о себе самом, о человеческих отношениях в
микро- и макросоциуме складываются в семье. У современных детей,
считает кандидат педагогических наук Анна Бояринцева, эта картина
искажена. Поэтому необходимо терпеливо выращивать будущих пап и мам,
для которых будут важны ценности дома и семьи.
То, что убеждения родителей и картина мира ребенка связаны, доказывает
исследование доктора педагогических наук Екатерины Александровой. Она
выделяет несколько возможных субкультурных направленностей семьи:
открытую, компромиссную, самодостаточную, ломающую и закрытую. Взгляды
ребенка совпадают с ценностями семьи, в которой он вырос, в 67%
случаев, резкого расхождения не отмечено ни разу. Интересно, что
влияние это не одностороннее: 15% семей признали, что на них повлияла
субкультурная направленность детей. Дети же только в 45% случаев
признали влияние родителей, 39% – отметили влияние сверстников, 16% –
значимого взрослого.
Чем старше становится ребенок, тем больше пространств дают ему пищу для
складывания той ежеминутно меняющейся и расширяющейся мозаики – картины
мира. Говоря о вкладе школы в становление мировоззрения ученика,
принято перечислять все улучшающиеся условия. Однако доктор
психологических наук Витольд Ясвин напомнил, что среда должна быть не
только насыщенной, но и... живой: «Необходимо анализировать не только
условия, но и возможности. Может быть плохо оборудованный, но всегда
открытый спортивный зал. А можно туда поставить новое оборудование,
сделать хорошее покрытие и закрыть на ключ, чтобы не портили. Условия
созданы, а возможности закрыты».
Пример такой плодотворной среды продемонстрировали участникам
конференции педагоги школы № 56 Саратова, где практически все ученики
вовлечены в клубное пространство и проектную деятельность с первого
класса. Чего стоит для ребенка, живущего на окраине областного города,
одна возможность свободно говорить на английском, французском, немецком
и ездить по обмену в страны Европы.
Вообще все, что находится за рамками базового образования, помогает
расширить представление о мире, спроектировать свою будущую жизнь. Об
этом говорил главный научный сотрудник Института
психолого-педагогических проблем детства РАО Виктор Голованов: «При
помощи дополнительного образования ребенок делает свою жизнь и
образование полными. Дополнительное – то, что он берет сам и дополняет.
Так мы создаем педагогически целесообразную занятость детей».
О чем бы ни говорили участники конференции – об основах экологического
образования или о поддержке инокультурного ребенка в школе, о синдроме
затянувшегося взросления или о воспитательной практике Януша Корчака, –
все сходились на том, что мы должны стараться понять, что происходит с
ребенком, и открывать ему максимальное количество окон в мир.