Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2012
Третья тетрадь
Детный мир

Чканикова Александра

По канонам мультиков

Очень не хочется, чтобы дети с малолетства привыкали к вымышленной коммуне, где не случается ничего настоящего, сложного и глубокого, а только разные вариации на тему правильного и неправильного поведения

«Давай посмотрим мультик!»

Став мамой, я далеко не сразу поняла, как это важно – смотреть мультфильм вместе с ребенком, а уж тем более в первый раз. Причем смотреть активно, с интересом, в то же время желая понять, почувствовать то, что испытывает он сейчас. Это несложно, ведь мультик то и дело перебивается восторженным возгласом, а случается, и неодобрительной репликой. Бывает, приходится ставить на паузу, чтобы поговорить о взволновавшем, разъяснить некоторые нюансы, дать время поделиться впечатлениями, пока они «горячие»:
– Ой-ой, почему это у него искры из глаз… а-а-а, боюсь-боюсь… что же это он хочет сделать… мама, маслобойка какая-то, ты знаешь, что такое?
Масса вопросов, если их есть кому задавать.
А если некому?
Сидит, как зомби, с отрешенным лицом, буквально застывает. Страшновато. И нам вряд ли стоит воспринимать мультфильмы только как способ занять ребенка и выгадать себе часок свободного времени.

Разгадка моей детской загадки

Скажу больше: когда идешь за детскими «давай вместе», «посиди со мной», «только не уходи», обязательно получаешь какое-то собственное внутреннее продвижение.
Например, в детстве мне почему-то не нравились книги о приключениях Незнайки и все эти истории о коротышках. Всем вокруг нравилось, а мне нет. Что-то заставляло меня сомневаться в подлинности повествования, хотя и герой не идеальный, и ошибается часто, и вызывает то одобрение, то неодобрение, а вот нет. Нет и все.
И только спустя годы, будучи мамой двух дошколят, активных потребителей мультипликационной продукции, я вдруг нашла этому объяснение.
Мы посмотрели вместе множество мультфильмов, в том числе культовых современных мультсериалов, прежде чем я поймала себя на мысли, что некоторые чем-то меня настораживают, какой-то искусственностью что ли. Я долго ломала голову, прежде чем поняла: это истории, в которых взрослые персонажи отсутствует начисто. Ни родителей, ни наставников – никакой позиции взрослого в сюжете не предусмотрено.
Бегают по экрану забавные мультперсонажи, и рассудительные, и нуждающиеся в постоянном обучении, и правильные, как Знайка и Крош, и те, которые только учатся жить, вроде Лунтика или Незнайки. Но и те и другие не имеют возрастных границ, словно вечные дети, которых поместили в закрытый лагерь, там они выросли и научились самоорганизовываться.
Вся их коммуникация похожа на дидактические игры в детском саду, хотя, возможно, в этом суть проекта: донести до ребенка мораль, минуя сложности.
На одну ситуацию одна маленькая мораль: Заяц опоздал на обед, все его ждали, волновались, но он не пришел вовремя – теперь ему придется плохо, его ждет не только коллективное осуждение, но и болезнь!
В качестве авторитета, «последней инстанции» находится какой-нибудь Мудрый Сверчок, но и он только констатирует, не вмешиваясь в ход событий. Иногда мелькает и какая-нибудь «мама», скудно прописанный образ, она либо наказывает за шалость, либо зовет домой, когда пора ужинать. И вообще взрослые – это что-то из скучной обыденной жизни, что-то не имеющее значения для развития героев. Важнее всего друзья-сверстники, более-менее независимые друг от друга персонажи, а главное – не претендующие на глубокое отношение к себе. Легко!
Один недавно свалился с Луны и вообще не в курсе устройства мира, однако, по счастью, препятствия на его пути самые ничтожные. Шарики-зверики из другого сериала анимированы, как помнится, из рекламы не самого хорошего йогурта, но вот поди ты: «всюду жизнь», масса сюжетов.

Без надежды на друзей-взрослых?

Между тем ребенку в настоящем, не иллюзорном мире перво-наперво приходится налаживать отношения со взрослыми. С первого часа своего существования он прикладывает массу усилий, чтобы эти отношения а) складывались, б) были комфортными. Родственными и теплыми. Он очень рано начинает понимать взрослых и к себе требует понимающего отношения. Банальность, конечно, но многие ли из нас легко соглашаются на все эти «посиди тут» и «я хочу с тобой». На общение в живую, а не посредством образа Карающей руки или Говорящей головы.
Наверное, не многие. Но вместо того чтобы пожалеть об этом и как-то подтянуться к более гармоничному состоянию, мы охотно отдаем детей во власть милых плоских картинок, содержание которых примитивно, как рекламный плакат. В то же время эти сюжеты навязываются со всех сторон: игрушки, журналы, игры, поделки, даже праздники – и кто бы это потреблял, если бы не было спроса на «безвзрослую» парадигму воспитания.
Короче говоря, я занялась поисками мультфильма, который предусматривал бы образ взрослого как живого, интересного для ребенка полноценного человека.
Один нашелся сразу: отечественный сериал «Маша и медведь». В сюжетах даются самые разнообразные модели включения ребенка в мир взрослых, примеры поведения взрослого в особых ситуациях. Добродушный Медведь поступается своими интересами, чтобы угодить маленькой Маше, терпеливо объясняет, учит, а когда она, натворив бед, приходит к нему с повинной, мол, наказывай! – он удивляется: ты что, не стану я тебя наказывать! Событийный ряд прочерчивает позитивную модель поведения ребенка: на внимание, снисходительность и великодушие взрослого он отвечает нежностью, участием, сознательностью.
А второй пришел через книги норвежца Свена Нурдквиста о коте Финдусе и его хозяине Петсоне. Мультфильмы серии «Петсон и Финдус» об общей жизни ребенка и взрослого. Социальные роли просматриваются четко: дедушка и внук, учитель и ученик, старший и младший. Капризный шкодливый Финдус часто вредничает, но если с дедом случается беда, он изо всех возможных сил вытягивает его. Это ценно: взрослый может быть другом, живым, эмоциональным, иногда и срывающимся, но способным раскаяться, научить, пожалеть, помочь. На него можно надеяться, рядом с ним ребенку не хуже, а лучше.
Я вижу, с каким удовольствием мои дети смотрят эти мультфильмы, и потом, после просмотра, сюжеты продолжают «работать». Правда, Лунтик и смешарики их тоже не отталкивают. Но мне самой очень не хочется, чтобы они с малолетства привыкали к вымышленной коммуне, где не случается ничего настоящего, сложного и глубокого, а только разные вариации на тему правильного и неправильного поведения.
Будем смотреть – будем думать, будем общаться.

Рейтинг@Mail.ru