Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2012
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

«Мало ли что тебе хочется...»

Нам кажется, что мы воспитываем правильные желания ребенка, а на самом деле не воспитываем никаких

Все маленькие дети гедонисты, и часто именно это стремление к немедленному удовлетворению желания нас восхищает в ребенке. Мы-то принцип удовольствия давно передвинули куда подальше. Мы уже не дети, чтобы не разобраться в ситуации из рассказа Носова: «Посиди дома спокойно, а когда я вернусь, получишь красный леденец». Разумеется, надо выполнить условия, потерпеть и получить обещанное. Все другое – «леденец сейчас» или «леденец никогда, только бы пошалить» – выбор незрелой личности.
Так что на определенном возрастном отрезке мы начинаем приучать детей отказываться от сиюминутных импульсов ради будущего блага. Но их не останавливает боль в горле, если хочется съесть мороженое; они не задумываясь тратят на какую-то ерунду деньги, предназначенные на завтрак в школе.
И тогда в родительской практике популярным становится довод «мало ли что тебе хочется». Мол, вся проблема в том, что ребенок идет на поводу желаний. А дальше – логично же! – начинается борьба с желаниями. Ты хочешь это – нет, давай купим то. Ты решил заниматься тем-то – а ты лучше возьмись вот за что – и вплоть до полного замалчивания радостных моментов.
Здесь две проблемы. Первая: создавая искусственные, иррациональные ситуации и ставя детей в зависимость от них, мы удаляемся от первоначальной цели. Как помним, она была в том, чтобы ребенок учился делать выбор, при котором отдаленный результат будет восприниматься лучшим по сравнению с тем, что могут дать сиюминутные удовольствия. Чтобы он пытался планировать. А приучаем к «обломам» на каждом шагу.
Вторая. Признаемся честно: отказ от сиюминутной радости ради гипотетического успеха в будущем не подкреплен никакими гарантиями. Чем-чем, а рациональностью современный социум похвастать не может.
Зато ни при каких условиях не окажется в проигравших человек, способный не только ощущать удовольствие, но и представлять его в воображении – нарисовать, нафантазировать. Эту-то драгоценную способность ясно представить отсутствующее как некое внутреннее обещание и надо лелеять в ребенке.
Хотя как раз эта способность и сбивает нас с толку. Вот пятилетняя девочка заявляет: «Хочу быть балериной!» Мама вскидывается: записаться в балетную школу, купить пуанты, тянуть спину, пахать-пахать-пахать, чтобы потом сиять-сиять. Но возможно, дочка хотела просто нарядиться в пышную юбку и поплясать перед зеркалом под Чайковского?
Мальчик в «Детском мире» недоумевает: он хочет полетать на самолете, а мама толкует про какие-то там билеты, документы, Аэрофлот. Вон же она, правильная летная «шапка с очками»!
Только и всего? На самом деле очень много. Сила воображения сначала. А планы, воля, самосовершенствование – ее следствия.

Рейтинг@Mail.ru