Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Освоение универсальных учебных действий, которые заложены в новых стандартах, требует существенного внимания к развитию устной речи. Но где учителю взять на это время? Некоторые эксперты видят выход в освоении новых дидактических инструментов, в частности технологии парного обучения.
Как пишут Г.Громыко и В.Рязанов в статье «Технология парного обучения» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 2 за 2012 год), особенность речевого взаимодействия в паре состоит в том, что «в каждый момент общения у одного говорящего тоже всего один слушающий. Если в классе, к примеру, 20 учеников, то при парной работе одновременно 10 человек говорят и 10 человек слушают. Положим, ученики начальных классов в течение 20 минут работали на уроках в парах сменного состава. Это 10 минут реального времени, в течение которого каждый ученик говорит со своим собеседником».
В публикации дается развернутое описание методики парной работы, которая может использоваться для развития 10 из 16 прописанных в ФГОС начального общего образования метапредметных универсальных учебных действий. В том числе – умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Учителя школы № 38 Павлодара (Казахстан) считают: «С введением методик парной работы мы поняли, что наши дети не научены элементарному общению друг с другом, имеют слабые навыки работы с учебником, с текстом. Но вместе с тем мы увидели, как загораются глаза учеников, когда они начинают доказывать друг другу, спорят, задают вопросы учителю. Когда начинают говорить на уроках те ученики, от которых трудно вообще чего-то добиться, чувствуешь, что ты на правильном пути».

Успешность преподавания, как правило, связывается с тем, в какой мере педагог овладел методикой обучения и насколько хорошо он знает свой предмет. Но есть еще один не менее важный фактор успеха, которому, к сожалению, уделяется гораздо меньше внимания. Это обращенность учителя к проживаемому «здесь и сейчас» эмоциональному состоянию ученика. Только при условии подобной обращенности срабатывают любые методические средства. Поэтому учителю важно понимать динамику близких эмоциональных переживаний у конкретных ребят на конкретном уроке. Об этом статья С.Поповой «Психологический ключ к успешному обучению» («УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛОЙ. ЗАВУЧ», № 2 за 2012 год). На разных этапах учебной работы наиболее значимы различные эмоциональные переживания. Исследования показали, что на первом этапе совместной деятельности ученики в наибольшей степени желают испытывать удивление, догадку, заинтересованность. На основном этапе – любопытство, любознательность, радость. На заключительном – интерес, увлечение, удовольствие, удовлетворение. Эта эмоциональная динамика позволяет актуализировать содержание материала так, чтобы детей не покидало состояние открытости, сосредоточенности и уверенности в своих силах.

Подготовка тематического классного часа, как правило, начинается с анализа текущей ситуации, формулирования целей и задач предстоящей работы. По завершении классного часа также важно провести аналитическую работу, установить причинно-следственные связи между поставленными целями, конкретными действиями классного руководителя и результативностью события. Однако практика показывает, что именно стадия анализа нередко вызывает наибольшие затруднения у школьных администраторов и педагогов. Типичные ошибки, которые допускаются на этом этапе, рассматриваются в статье М.Нечаева «Методика педагогического анализа тематического классного часа» («КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ», № 2 за 2012 год). В числе прочих автор выделяет следующие недочеты: отсутствие четко сформулированной цели анализа; бессистемность анализа классного часа, характеристика отдельных его этапов и сроков. Но наиболее типично, когда рекомендации педагогу даются без глубокого анализа причин, по схеме «недостаток – рекомендации». Таким образом, нарушается логическая цепочка «недостаток – причина – рекомендация».
Во второй части статьи автор описывает специальную методику, позволяющую определить эффективность классного часа и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на эту эффективность.

Рейтинг@Mail.ru