Проекты типа НСОТ...
...они вызревают в одних головах, а падают на другие
Неожиданным образом федеральный центр тщательно вник в
бухотчетность по ФОТ на местах, и чиновники вздрогнули: кому
предписания, а кому и повестки. Сердито. А говорили – «сами решайте».
И решают же. Нам пришло письмо:
«Тот факт, что у нас в
области осудили работников образования за превышение должностных
полномочий и в тюрьмы за воровство государственных денег пошли
директора школ, окончательно доказывает: новая система оплаты труда для
нас неправильная.
Ведь что произошло. Администрация школы идет на хитрости, чтобы
получить как можно больше денег любым способом, и только пикни, завуч
становится агрессивным. Педагог, даже самый золотой, оказывается на
улице и без средств существования: по усмотрению администрации договор
заключается на срок от трех месяцев до года.
Как вы думаете, будут ли учителя свободно говорить о проблемах школы, в
частности стимулирующего фонда, требовать отчета от администрации и
предлагать менять критерии? Наша школа находится в зоне безработицы, и
люди терпят все.
Я завидую тем, кто может говорить прямо, вести себя независимо, но хочу
одного: спокойно работать и быть уверенной, что мою небольшую зарплату
у меня никто не отнимет и под горячую руку меня не уволят».
…О том, какие страсти бушуют в школах по поводу
«самостоятельных» решений руководителей о начислении стимулирующей, наш
читатель знает не понаслышке. «За что? Почему?» – этот стон никто не
предвидел, поскольку проекты вроде НСОТ вызревают в одних головах, а
падают на другие. Примечательно: не просчитывались не только социальные
риски, не брались в расчет и политические, экономические особенности
разных территорий. Особая статья – бессилие наших региональных
чиновников.
Алексей МАЙОРОВ, заместитель руководителя аппарата Комитета по
образованию Госдумы, поделился своим видением проблемы:
– По Конституции есть компетенция федеральная, есть
совместная, а есть местная. Образование – компетенция совместного
ведения. Но по факту за последние 7 лет все полномочия перешли в
исполнительный орган федеральной власти, а полномочия региона –
транслировать и соблюдать федеральный порядок.
Между тем зарплаты выплачиваются учителям из региональных бюджетов, и
регионы зачастую не могут законными способами реализовать полномочия по
финансированию. Так – в логике укрепления вертикали. В результате
колоссальное недоверие между уровнями власти: эти, мол, все разворуют,
а те ничего не понимают. Хотя доказано: доверие снижает управленческие
издержки. Сегодня мы дошли до критической точки: все прекрасно из
единого центра, но условия региона учитывать некому, да и невозможно –
то, что кому-то хорошо, другим – смерть. Не вижу иного выхода для
нормализации, кроме возвращения всех положенных полномочий власти на
местах.