ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Учитель. Родитель. Ребенок... И всем им нужен психолог
Во всяком случае, сами психологи в этом абсолютно уверены
Психология образования, психология детства, семейная
психология – этим научно-практическим направлениям было уделено
принципиальное внимание на прошедшем в середине февраля Пятом съезде
Российского психологического общества.
На пресс-конференции, посвященной форуму отечественных
психологов, академик
Российской академии образования Виталий Рубцов заявил,
что судьба новой школы напрямую зависит от того, какой учитель придет в
класс к детям двадцать первого века: «Ведь сегодняшние школьники очень
изменились. У них теперь другие формы воли, внимания, памяти, они иначе
мыслят, иначе воспринимают. Должна измениться и психологическая
подготовка учителя. Психологические компетенции педагога сегодня важны
как никогда.
Поменялось время – поменялись и функции психологической работы
в школе: сегодня психолог не просто сопровождает образовательный
процесс, а непосредственно входит в него. Сегодня мы развиваем новые
направления в психологии: одаренный ребенок, ребенок с особыми
потребностями, ребенок с особыми интересами. Детоцентричность – вот что
должно стать главным в сегодняшнем образовании. Образовательные
стандарты закладывают требование индивидуального подхода к работе с
детьми».
Академик РАО
Павел Ермаков, декан факультета психологии Южного Федерального
университета, сосредоточил свое выступление на воспитании
толерантности: «Психология – та сила, которая может обеспечить условия
для создания отношений доверия, взаимопонимания разных социальных,
национальных и конфессиональных групп. Именно психологи способны
оказать реальное влияние на формирование ценностных ориентаций
подрастающего поколения. Уважение прав и свобод другого,
противодействие психологии экстремизма и терроризма – вот что
необходимо закладывать в школе. Психолог не тот, кто навязывает ребенку
или взрослому свою картину мира, а тот, кто помогает человеку понять
самого себя и понять другого».
Александр
Асмолов, вице-президент Российского психологического общества,
также отметил, что психологии толерантности необходимо уделять
первостепенное внимание, иначе ксенофобские риски могут сегодня
разорвать нашу страну: «Мы живем в обществе риска, нравится нам это или
нет. Человеку в обществе риска психолог зачастую вынужден ставить
парадоксальный диагноз: психологически здоров, личностно болен. То есть
с памятью и вниманием все в порядке, а с самопониманием все не в
порядке. Виртуальные миры осложняют эту личностную болезнь, воспитывая
безответственность. Шестилетний ребенок, первоклассник, на вопрос, как
он решит задачу, ответил мне на полном серьезе: это зависит от того,
какое у меня оружие и сколько жизней в запасе. Но личность
безответственная, личность, которая легко поддается манипулированию, не
может быть творческой и толерантной».
Доктор
психологических наук Лариса Цветкова, проректор Петербургского
университета, напомнила родителям об опасности
психологического «самолечения»: «Доступность психологических знаний и
внешняя простота использования психологических технологий могут
представлять немалую угрозу. В психологии, как и в медицине, для
специалиста важнее всего принцип: не навреди! Поэтому не ставьте
диагноз сами на основе простеньких популярных книжек. Психолог не
волшебник, не маг, поэтому важно, чтобы все общество правильно понимало
возможности психологии. Они велики, но как и в медицине,
психологическую проблему легче предупредить, чем справляться с ней,
когда она уже назрела».
Виталий Рубцов
подхватил выступление коллеги репликой о том, что психологическая
грамотность населения постепенно растет и в последние три года возросло
в несколько раз количество обращений родителей, да и самих подростков,
к специалистам-психологам – именно с той целью, чтобы возникшие
психологические трудности не переросли в сложную личностную проблему.
Академик РАО
Эдуард Галажинский, декан факультета психологии Томского университета,
связал в своем выступлении психологию образования и психологию
инноваций: «История не раз уже демонстрировала примеры, когда реформы
терпели крушение из-за отторжения их умом, душой, привычками людей, во
благо которых они замышлялись. Изменить мотивации, тип мышления
человека – очень сложная задача.
Мотивированы ли сегодняшние дети на достижения? Хочет ли ребенок
достичь, суметь, справиться или он хочет только избежать ошибок?
Мотивация достижения – это огромный творческий ресурс, который мы
должны закладывать в условиях нового образования».