КРУГ ВОПРОСОВ
А существует ли защита от непродуманных экспериментов?
Похоже, только одна – у учителей уже выработался профессиональный иммунитет к ним
Мы и сами не заметили, как включились в эту игру: «А теперь,
дорогие учителя, давайте…» Давайте. ЕГЭ, ПНПО, НСОТ, критерии оценки
учителя – и пошло-поехало. Еще не закон, а «сказали». А надо. А под это
денег дадут. А за это нас проверят щадяще. Включились, поиграли, ан и
закон уже готов. Теперь хоть плачь.
Предложения, которые не прошли обкатки в кругах квалифицированных
специалистов; эксперименты, которые не были согласованы с мнением
практиков; поворотные решения, принятые в отсутствие каких-либо
независимых экспертиз, – они у нас внедряются одно за другим.
Буквально: по последним исследованиям лучшие учителя в большинстве
против ЕГЭ – а никакой реакции. ЕГЭ теперь целая индустрия смыслов и
продуктов.
И прямо сейчас: учителя активно выступают против введения в основной
курс предмета, объект которого – религиозная культура, а кто слушает?
Между тем эксперимент завершается, и с этого года предмету будут
обучать в обязательном порядке.
Существует ли какая-либо защита от подобных вещей? Есть ли хоть один
политико-образовательный ход, основанный на фактах жизни школы?
Почему в школу протаскиваются требования, аргументация которых дутая,
немотивированная, – нововведения, усугубляющие проблемы школы?
По счастью, у учителей выработался профессиональный иммунитет ко
всякого рода привнесениям. Это и плохо, потому что здравые вещи рискуют
остаться незамеченными, но и хорошо – если чума. О чем же говорят
учителя на форумах?
…Определенным образом образованный, имеющий обширную практику,
учитель владеет систематическим представлением о природе учения и
воспитания, он прекрасно осведомлен, что его задача – формировать
мировоззрение ребенка средствами своей дисциплины при участии
собственной личности. Мало того что от этой задачи его постоянно уводят
«новые требования к результату», его деятельность пытаются обеднить
вынесением вовне любых ее глубин: на то у нас есть психолог, а на это –
внеклассная работа, а вот для этого – духовная культура. Отвечать за
ситуацию в целом ему не доверяют: к пуговицам претензии есть? к рукавам
нет – как в райкинском анекдоте про костюм. Кто сшил, не понять. И
это, конечно, не дело.
Несомненно, учителей также не устраивает навязывание нравственности «с
черного хода»: в школу приходит главный по духовности со своими
суждениями и вердиктами, отнюдь не бесстрастный, определенным образом
сформированный. Очевидно, его роль больше, чем даровать знания. Это
тревожит. Это не поддержка и оберегание, это воскрешение генетической
памяти о ЦПШ, церковно-приходских школах, от которых педагогика
мучительно долго отходила окольными путями, через партийную идеологию и
далее – отречение от всякого воспитания в школах. И когда наконец
что-то стало завязываться, на пороге опять Закон Божий.
Вот и говорят учителя на форумах: укрепление нравственности и
религиозность не одно и то же. Тот факт, что религия может определенным
образом оформлять нравственность, не означает, что она может ее
заменить. Или на нее можно переложить личную ответственность за
развитие нравственного чувства в себе. Что, например, дает детям опыт,
который практикуется некоторыми школами сегодня: по понедельникам дети
всего села с утра идут не в классы, а в храм, а уж после проповеди – на
уроки. Сидят тихие, смирные. Устали, конечно. Но что им сказали такого,
о чем не говорят родители, учителя, хорошие фильмы и книги? Маячит и
другая ассоциация: еще двадцать лет назад сельскую школу по
понедельникам собирали на линейку, на «политинформацию»…
…Каждый рождается уже не пустым, уже с характером и
наклонностями, с чувством справедливости в том числе. Не лишне подумать
о факторах, которые мешают расти и развиваться в ребенке нравственному
чувству. И сразу, на первом месте, – задачи социализации, которые
решаются преимущественно через внедрение шаблонов, стереотипов и просто
правил: вот так у нас, у людей, принято делать, думать, говорить. Вот
за это оценивать. И хотя в школе у ребенка вроде бы появляется шанс
личностно проявиться в изучении разных наук у разных людей (шанс
развития собственной картины мира через разрыв шаблона), а вот и нет.
Ему и тут скажут: мало ли что ты думаешь; не так живи, как хочется, а
так живи, как Бог велит.
На круг выходит одно: ничто истинное детям просто не должно
быть открыто. Никаких путей к своим открытиям. И даже религию явить
школьнику в самом безвидном ее качестве. В качестве обязательного
школьного предмета.