Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ТУПИКИ УПРАВЛЕНИЯ


Кириллова Светлана

Федеральные деньги выделялись на увеличение средних показателей зарплаты

Эта установка на усредненность нас теперь и подводит, считает директор Центра универсальных программ Наталия Типенко

– Учителя задаются вопросом: куда делось обещанное 30%-ное повышение? Может быть, в их регионы вообще не пришли деньги?

– Субъекты Российской Федерации, заключившие договоры с Федерацией, выполнили все свои обязательства по повышению учительских зарплат. Причем выполнили реально, не на бумаге. Обязательство заключалось в том, что средняя зарплата учителей в их регионе либо увеличится на 30%, либо будет равна средней для региона зарплате по экономике в первом квартале 2011 года. Но повысить зарплату каждой учительнице или увеличить фонд стимулирующих выплат в каждой школе никто не обещал.

– В некоторых школах ходят слухи, что деньги зависли на уровне области и губернаторы потратили учительские миллиарды на что-то другое…

– Это нереально. Федеральные деньги, выделенные для учителей, просто не могут остаться на уровне субъекта Федерации или каким-то образом там «зависнуть». Большинство – 99% педагогов – финансируются из муниципального бюджета. Схема такая: субъект Федерации заключает договор с федеральным Министерством образования и науки, а затем – со своими муниципалитетами, которые также берут на себя обязательства по увеличению зарплаты учителей в своих ОУ (чтобы регион в свою очередь мог отчитаться перед Федерацией).
А дальше речь идет о перераспределении средств между школами внутри муниципалитета и муниципалитетами внутри одного субъекта РФ. Представьте себе ситуацию: нам с вами дали две жареные курицы, и вы съели две, а я ни одной. По статистике выходит, что нам досталось по курице. Вы довольны, а я начинаю возмущаться и писать во все инстанции с требованием отдать мою курицу. Но мне никто курицу и не обещал. Обещали лишь, что нам на двоих будет выделено в среднем по курице. Но это «в среднем» нас теперь и подводит.
В последние месяцы федеральное Министерство образования и науки получило много жалоб на то, что в разных муниципалитетах одного и того же субъекта Федерации очень разная учительская зарплата. Правда, официальная статистика дает достаточно скромные цифры этих расхождений. Согласно проведенному мониторингу, в октябре–ноябре 2011 года во всех регионах России дифференциация учительской зарплаты по муниципалитетам была невысока и составляла 10–15%. В разных муниципалитетах Санкт-Петербурга, Чукотки, Кемеровской, Тульской, Ярославской, Магаданской, Ростовской, Тамбовской, Белгородской, Смоленской, Орловской областей, Краснодарского, Ставропольского, Алтайского крев, республик Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Татарстан разница между учительскими зарплатами составляет до 10%. В Красноярском крае, Амурской области и на Сахалине дифференциация в учительских зарплатах от муниципалитета к муниципалитету может превышать 20%. Но в этих регионах есть северные территории и соответствующие повышающие коэффициенты.
На мой взгляд, 10–15% от муниципалитета к муниципалитету – это естественные и небольшие колебания. Нельзя объяснить, исходя только из них, почему в двух соседних школах разный уровень оплаты труда.

– Но разве область или край не несут ответственности за то, что неравномерно распределяют деньги между муниципалитетами?

– Конечно, эта дифференциация между муниципалитетами тоже показатель, насколько правильно распределялось финансирование с регионального уровня. Но когда речь заходит об учительской зарплате, все сходится в муниципалитете, все зависит от его политики. Благодаря муниципалитетам, которые щедро финансируют свое образование, «средняя температура по больнице» в субъекте Федерации оказывается нормальной, а губернатор, как выясняется, выполнил обязательства перед учителями.

– Куда обратиться учителям, если они видят, что разница в зарплатах у них и в соседних школах подозрительно большая?

– Я думаю, бесполезно обращаться в муниципальное управление образования. Я бы посоветовала сразу обратиться в профсоюз, причем не районный, а областной. Они общаются с губернаторами и могут затем задать веский вопрос местной администрации. Можно изложить свою ситуацию в письме в ЦК профсоюза работников образования: они сейчас проводят мониторинг этой ситуации, собирают цифры и факты, пытаются разобраться.

– Иногда учителя жалуются, что в школе вдруг исчез стимулирующий фонд. Просто им говорят: фонда больше нет, забудьте. Вообще-то стимулирующая часть ФОТ может исчезнуть?

– Украсть стимулирующий фонд по определению никто не может. Я думаю, что при формировании муниципальных бюджетов местные власти стремились выполнить все нормы, касающиеся требований Федерации о доле стимулирующих выплат в фонде оплаты труда. Здесь возможны разные варианты. Например, учителям на региональном уровне повысили базовую часть зарплаты и потому уменьшился стимулирующий фонд. Но когда повышается базовая часть – это очень неплохо, это гарантированные деньги для каждого педагога. Правда, с размером стимулирующей части все равно придется разбираться. Еще один пример. Осенью 2011 года произошло очередное повышение минимального размера оплаты труда. И на него некоторым школам не выделили дополнительных денег. Муниципалитеты просто не нашли средств. Все стимулирующие выплаты в ряде школ автоматом перешли на зарплату уборщиц и гардеробщиц. Не повышать зарплату техническому персоналу было нельзя – иначе те подадут в суд.
Например, у педагога был оклад и 20% дополнительно из стимулирующего фонда. В регион пришли дополнительные деньги на повышение учительских зарплат, но педагог стал получать только 10% стимулирующих, потому что деньги из стимулирующей части ФОТ с сентября пошли на повышение минимального размера оплаты труда – то есть на оплату технического персонала школы. Никто не нарушил прав учителя, хотя он и стал получать меньше. Ему ведь никто не обещал, что у него при хорошей работе всегда будет 20–25% из стимулирующего фонда.
Поэтому профсоюзы начали борьбу за то, чтобы дополнительные средства, которые регионы выделяют своей системе образования, не уходили целиком в фонд стимулирования школ. Чтобы они хотя бы 50 на 50 распределялись между базовой и стимулирующей частями ФОТ. Некоторые регионы уже так и поступили, когда подписывали соглашение с Федерацией.

– Чего, на ваш взгляд, сейчас ожидать учителям?

– Я думаю, что ситуация стабилизируется. В прошлом году миллиарды, которые выделила Федерация, были не запланированы в региональных и муниципальных бюджетах. В этом году финансисты уже знают, чего ждать. Все повышения должны быть запланированы, и механизм их распределения наладится.
А вот учителя должны приучить себя действовать активнее, когда дело касается вопросов, связанных с их заработной платой.
Ведь в ряде школ педагоги и понятия не имеют, как и по каким принципам начисляется их зарплата. Недавно я смотрела Положение об оплате труда и коллективный договор одной гимназии в Нижегородской области. Хотя документ был принят в 2008 году, в него вносились изменения. На титуле – 2012 год. Но в тексте коллективного договора сказано, что основой начисления зарплаты является… Единая тарифная сетка. То, что директор не заметила «описки», говорит о том, что этому документу не придается никакого значения: он не рабочий, им не пользуются. Замечу: эта школа явно не из худших. И ее учителя, ничему не удивившись, ознакомились с Положением и скорее всего подписали коллективный договор!

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА

Рейтинг@Mail.ru