Дети посылают нам сигнал SOS...
Ежегодно в России кончают с собой от двух до полутора тысяч
подростков. Каждый день 250 детей уходят из жизни, а в сорок раз больше
пытаются. Половина всех подростковых суицидов имеет суицидогенный
конфликт в родительской семье…
На днях Международный пресс-центр РИА «Новости» провел круглый стол на
тему «Детский суицид: «черная» статистика». В обсуждении приняли
участие специалисты: врачи, психологи, педагоги, ученые, а также
руководители служб, призванных заниматься проблемами детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации. Мы приводим выдержки из стенограммы
«круглого стола».
Борис Положий,
заместитель директора ГНЦ ССП им. В.П.Сербского, привел
данные статистики. Частота подростковых суицидов в РФ составляет 19–20
случаев на 100 тыс. смертей. В мире – 7 на 100 тыс. смертей. Он
отметил, что для подростков характерны резонансные самоубийства после
ухода из жизни друзей, родных или кумиров, зачастую групповые,
обусловленные особенностями психики в этом возрасте. На СМИ лежит
большая ответственность. Необходимо давать очень продуманную информацию
о суицидах, иногда она провоцирует.
В стране колоссальный разброс по количеству суицидов по регионам. По
данным 2009 года: Тува – 120 на 100 тысяч, Бурятия – 87, Саха-Якутия –
74, Забайкальский край, Хакасия, Калмыкия – те же цифры. Эти регионы
лидируют и в суицидах взрослого населения. Многое зависит от
социально-экономических показателей региона.
По мнению Зураба
Кекелидзе, главного психиатра Минздравсоцразвития,
психолог должен заниматься ребенком с рождения, а в школах нужно ввести
предмет «психология» с третьего по одиннадцатый класс: «Ребенок должен
понимать ценность жизни, быть готовым к переходному периоду, первой
любви, которая не всегда может закончиться положительно. С третьего
класса ребенок должен знать, что такое наркотик, алкоголь. В этом же
возрасте с ним надо говорить о ценности человеческой жизни, так как
чувство страха и инстинкт самосохранения возникают позднее. О пользе
такого курса говорят и педагоги. А учебники для 3 и 4 классов готовы,
внедрение займет не менее двух лет. Так что в течение ближайших 10 лет
мы сможем повлиять на ситуацию».
Далее: «Надо ввести пост врача в школе, который знает психиатрию
детского возраста и будет защищать ребенка, помогать ему избавиться от
отклонений. Обычно же родители и учителя воюют между собой, спихивая
ответственность друг на друга… И церковь подключить, если у ребенка нет
сил, церковь должна быть рядом».
И конечно, интернет причастен: «Я сам видел сайты, где описаны тысячи
способов ухода из жизни». Выступавший одобрил работу по созданию службы
индивидуальной психологической помощи в Сети.
Наталья
Синягина, директор Центра исследования проблем воспитания, формирования
здорового образа жизни, профилактики наркомании,
социально-педагогической поддержки детей и молодежи: «В
первую очередь надо обратить внимание на детско-родительские отношения.
Они сегодня негуманные. Жестокость только возрастает. Если дома ребенка
не любят, то в школе ему еще хуже, школа больше не является теплым
домом. Дети не хотят идти в школу, боятся. Это как же надо организовать
учебный процесс, чтобы возникла такая ситуация? По нашему опыту,
учителя в большинстве своем не хотят заниматься профилактикой
жестокости в детско-родительских отношениях, профилактикой суицида, не
хотят брать на себя эти программы».
Евгений Любов,
руководитель отделения суицидологии Московского НИИ психиатрии:
«Мы говорим лишь об эпицентре проблемы, а зарождалась она гораздо
раньше. Суицид – это крик о помощи, который не был услышан. До 80%
намекают о своем намерении, при этом семьи оказываются в полном
неведении, более 90% случаев не попадали в поле зрения психиатров и
психологов и даже врачей в поликлинике. Тщательно расписанные программы
по профилактике суицидов становятся неэффективными, поскольку большая
часть детей оказывается вне их круга и вне поля зрения специалистов и
родителей... ».
Елена Дозорцева,
руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста
ГНЦ ССП им. В.П.Сербского, обратила внимание на
преобладающее число мальчиков в суицидальной статистике более чем в три
раза: «Какие проблемы у мальчиков в подростковом возрасте? Мужание,
взросление, обретение мужских качеств. Здесь они недобирают чего-то».
Второе наблюдение: пик подростковых суицидов – май, пора экзаменов.
Разговор о целях и ценностях жизни необходим, чтобы дети не
зацикливались на оценках и баллах.
Юлия
Овчинникова, заместитель заведующего кафедрой общей и экспериментальной
психологии НИУ ВШЭ: «В основе суицида лежит невыносимое
психическое страдание. В этот момент человек действительно не видит
других выходов. Ему надо дать надежду, что можно преодолеть эту боль.
Ребенок должен знать, что у него есть чувства, что их можно называть,
обозначать, выражать, переживать, наконец. Именно различение и
обозначение своих чувств – один из способов справляться со своими
проблемами. О чувствах надо говорить. Говорить о человеке, выходящем из
трудного опыта обновленным, меняющим что-то в себе».
По мнению Урвана
Парфентьева, координатора Центра безопасного интернета в России,
интернет не менее опасен, чем улица. Там и романтизация смерти
(вампирские саги), и клубы самоубийц. Но Центр безопасности не дремлет:
за полгода закрыли 20 вредных сайтов и групп, рассчитанных на
подростков. Еще одна проблема – киберунижение. Когда унижения снимают
на видео и выкладывают в Сеть. Это может подтолкнуть, по факту: 43%
обращений в центр связаны с этими явлениями.
Алексей
Коджаспиров, руководитель детского телефона доверия ЦЭПП МГППУ:
«Отсутствие близкого человека в трудную для ребенка минуту заменить
чем-либо трудно. На наш телефон поступает около сотни звонков в год как
от детей, так и от родителей и взрослых. Но не все дети готовы
откровенно рассказать о себе. И мы можем только побыть с ребенком в
этом состоянии». (Общероссийский номер детского телефона
доверия – 8-800-2000-122. – Ред.)
Константин
Ольховой, врач-психотерапевт, прокомментировал опрос,
проведенный среди сотрудников РИА «Новости», которые выражали свою
реакцию на прокатившуюся эпидемию детских самоубийств. Социальный срез
вышел таким: зачем они это сделали? Нет книг для детей и подростков.
Как лечить склонность к суициду? Почему они прыгнули вместе – суицид
дело интимное. Если дети угрожают спрыгнуть, отвечу: прыгай – это
манипуляция. С какого возраста надо говорить о суицидах? Глянцевые
журналы подталкивают детей. Детские библиотеки работают до шести.
Родители не могут посидеть даже с больными детьми – вынуждены работать.
На взгляд специалиста, в этих реакциях проглядывает не
взрослая, а детская позиция. «Первый вопрос должен быть не «зачем они
сделали?», а «как мы не заметили, что они хотят?». Почему мы этого не
замечаем? Ведем себя с ними как маленькие. Ответ «прыгай» на угрозу
прыжка – это ответ подростка подростку. Это не ответ мамы своему
ребенку. Старайтесь не забывать, что вы своим детям родители. Есть
определенные критерии выявления депрессивного и субдепрессивного
состояний, но есть и простое правило педиатров: обращайте внимание на
необычное в поведении ребенка. Что-то изменилось, и это относится ко
всему. Будьте же родителями!»
И далее: вопрос неравнодушия – один из ключевых вопросов в
проблеме подростковых суицидов. Сейчас мы в ситуации оголтелой
пропаганды индивидуализма. Но гражданская позиция начинается не с
выхода на митинг, а с неравнодушия.
Записал Алексей ОЛЕЙНИКОВ
От редакции.
К сожалению, обзор официальных мнений лишь укрепляет уверенность в том,
что даже в такой чрезвычайной ситуации помощи сверху нам ждать не
приходится. Чем выше статус эксперта, тем четче он прочерчивает
«генеральную линию» решения всех и всяческих проблем: ввести еще одну
структуру, еще службу, еще должность, еще предметы, еще учебники, еще
программы – ну и, разумеется, запросить под это бюджетных денег.
В таком раскладе-распиле проблемы для того и существуют, чтобы
извлекать из них выгоду. Что же удивляться их всемерному увеличению, на
что обратили внимание некоторые специалисты. В семье ребенку плохо и
становится все хуже (родители выкладываются на работе, а когда рядом –
раздражены или подавлены), в школе жесткие требования (учителя
поставлены в материальную зависимость от результатов контроля) – все и
всюду заворачивают гайки, под подозрением любое проявление
человечности. И вот отражение этих правил в детских душах: верх
жестокости по отношению к себе. Самоубийство.
Но никто не говорит «хватит!» – хватит не считаться с конкретными
судьбами, видеть в людях «щепки», которые летят, потому что господа
изволят «лес рубить» (социальную сферу на экономические рельсы
переводить). Хватит не замечать предоставленных невесть кому детей у
мониторов, в подвалах, клубах. Закрывать бесплатные кружки и секции –
хватит. Создавать невыносимые условия существования еще сохранившимся
педагогам-энтузиастам – хватит. Ведь это что-то не то должно быть с
головой, чтобы содержать дорогие «педагогические» проекты-вампуки, а
педагогу дополнительного образования выдавать мизерную зарплату.
Не надеяться на человека – хватит. Доверять формулам и механизмам
больше, чем людям, нельзя.