ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
А для школьных хулиганов – полицейские?
Иногда возникает соблазн решить дисциплинарные проблемы силовым способом. Но выход ли это?
Каждый, кто имеет отношение к воспитанию детей, сталкивается с
сопротивлением ребенка по части выполнения требований, даже самых
обоснованных. Чадо «не хочет», «не может», «не будет», а то и просто
впадает в истерику. И каждый испытал это острое противоречие: хочется
пресечь, заткнуть, взять за шкирку и т.д., тогда как для привития нормы
требуется другое: спокойствие, усилия, личный пример, кропотливое
участие. Знаем, и хотя у нас то получается, то не получается, стараемся
общечеловеческие ценности превратить в привычки.
В школе прививается ценность знания. Все то же самое.
Только сопротивление учеников преодолеть все труднее, потому что,
во-первых, в обществе ценности культуры и образования принижены, а
утилитарные возвеличены, во-вторых, плохо с личными примерами,
кропотливым участием и спокойной заинтересованностью. Объективно плохо.
Что дальше?
А хорошо бы…
Показательно, что при обсуждении проекта Закона «Об
образовании» многие учителя предлагали введение репрессивных мер по
отношению к ученикам и их родителям, ужесточение ответственности,
штрафы, даже аресты, потому что «слов некоторые не понимают». В
пределе – полицию в школу.
Непонимание слов подростками – глухота к социальному договору, полный
отказ от внутренней работы по своему вочеловечиванию. Если в классе
таких много, поддерживать учебно-воспитательный процесс в
сколько-нибудь пристойном виде невозможно. Учитель и хочет, но не
может, чувствуя, что уровень хамства, жестокости и цинизма превышает
полномочия его компетенции. Выхода, кроме как уйти, у него нет. И тогда
в школу приходят те, кто и не может, и не хочет, но рад бонусам этой
профессии.
Если в школе таких учителей много, родителям страшно отдавать туда
детей. Не страшно – определенному контингенту. И кажется, должность
школьного полицейского – хороший выход.
…как в Америке
Увы, «как в Америке», у нас все равно не получится: другая
страна, другая культура. Тот факт, что шестилетний ребенок уже общается
с представителем закона как ответственный член общества, говорит о том,
что общество, в котором он живет, уважает и знает закон. Более того,
американское общество юридизировано настолько, что иски граждан в суд –
их повседневная практика, и это в порядке вещей: заметив малейшее
нарушение или ущемление прав, заявить в суд на кого угодно, даже не
попытавшись объясниться. Фигура полицейского в школе – нечто само собой
разумеющееся, что-то наподобие технички тети Маши в советской школе,
которая гоняла хулиганов будь здоров и которую боялись пуще директора.
Кстати, в американских фильмах про школу «забавы» с полицейским
составляют часть сюжета – тот же «Детройт – город рока». Но и у
американского ребенка домашний адвокат в телефоне. Так устроена
система: нормам права доверяют больше, чем какому-то там «нравственному
закону во мне».
Отсюда хочется послать большой привет нашим судам, которые как дышло,
законам, которые не работают, адвокатам, которым нельзя доверять, а
также господам полицейским, которых лучше обходить за версту.
…и как в нашем МОУ СОШ
Однако в связи с тем, что сегодня экономисты упорно навязывают
нашей школе утилитарные цели образования, автоматически принижая
идеалы, на которых школа до сих пор стояла, в том числе уважение к
учителю и авторитет знания, в школе стало трудно. ГИА, ЕГЭ, оценка по
результату – как следствие отбор, селекция, конкуренция, жесткость в
отношениях – «ставка больше, чем жизнь».
Из-за этой зацикленности на результатах школа перестала сулить
находящимся в ней людям радость – только тревожность, безысходность,
внутреннее раздражение, всплески агрессии. Известное дело, завели
психологов. Не сработало. Восемь завучей не могут справиться с
дисциплиной. И как не помечтать о школьном полицейском!
Не поможет. Даже американцам не помогает, потому что путают следствие с
причиной. Если причину плохой дисциплины видеть в отсутствии
полицейского в школе, то будет логично поставить его за всяким
человеком, которому лень или он не выработал привычки к духовному
усилию по поддержанию человеческого образа в себе. И это как снежный
ком: чем больше внешнего контроля, тем меньше внутренней
ответственности, тем сильнее потребность во внешнем контроле, который,
усиливаясь, снимает с человека всякую ответственность и – здравствуй,
зона.
Однако есть уверенность, что наши традиции неравнодушного воспитания, а
главным образом наши учителя сохраняют человеческий взгляд на ребенка и
апеллируют к лучшему в детях. Есть надежда, что мы переболеем, что эта
болезнь – ветрянка, а не перелом позвоночника.