О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Почему в одних странах шаги по реформированию системы
образования приводят к существенным положительным переменам, а в других
– нет? Развернутый ответ на это дает статья Майкла Фуллана «Выбор
ложных движущих сил для реформ целостной системы» («ВОПРОСЫ
ОБРАЗОВАНИЯ», № 4 за 2011 год). На основе
сопоставительного анализа реформ автор делает заключение, что
практически во всех случаях неуспех реформаторов обусловлен ставкой на
«ложные двигатели». То есть на такие стратегии и политические решения,
которые априори не могут привести к желанным результатам.
Майкл Фуллан выделяет четыре «ложных двигателя». Отчетность:
использование результатов тестирования и оценки преподавателей для
поощрения или наказания учителей и школ – вместо наращивания
внутреннего потенциала субъектов образовательного процесса.
Совершенствование профессиональных качеств отдельных руководителей и
учителей: продвижение персоналий – вместо «групповых решений»
(рассчитанных на командную работу, сотрудничество с коллегами, обмен
опытом и т.п.). Технологии: преимущественное инвестирование в
современные технологии обучения и завышенные ожидания в отношении
отдачи от них – вместо внимания к педагогическим аспектам и качеству
преподавания. Фрагментарные стратегии – вместо системного подхода.
Здесь необходимо сделать важную оговорку: Майкл Фуллан не утверждает,
что отчетность или технологии являются плохими сами по себе. Плохими
они становятся тогда, когда ставятся во главу угла при проведении
преобразований.
В успешных реформах на первый план выходят другие вещи: «построение»
потенциала, командная работа, педагогика и системность. В статье дано
развернутое аналитическое описание всех этих ключевых факторов успеха.
Мы остановимся только на одном из них: на «построении» потенциала. Что
имеется в виду? Речь идет прежде всего о вовлечении в процесс
преобразований практически всех (а не только лучших) учителей и
учеников. Как пишет Майкл Фуллан, «ключ к успеху – в использовании
объединенной энергии учителей и учеников в качестве основной движущей
силы изменений. Для этого надо соединить цели реформы и внутреннюю
мотивацию ее участников (в частности за счет вовлечения педагогов в
процесс принятия решений). А внутренняя энергия возникает от осознания,
что ты хорошо делаешь что-то, что ты и твои коллеги считаете
важным»
Таким образом, чтобы реформа состоялась, факторы, которые
являются ее двигателями, должны воздействовать на мотивацию и развитие
профессиональных компетенций подавляющего большинства педагогов.
Считается, что внешнее давление может породить внутреннюю мотивацию и
готовность изменяться. Но это не так, поскольку для повышения мотивации
необходимо изменить установки в отношении престижности профессии и
профессионального роста.
В Нововаршавской гимназии (поселок Нововаршавка Омской
области) семьи учеников называют «индивидуальными частными
родительскими школами». В каждой семье есть свой «устав»: традиции и
ценности, приобщение к которым может способствовать личностному
становлению детей. А чтобы максимально использовать воспитательный
потенциал семьи, педагоги гимназии разработали специальную программу
«Формирование образовательных потребностей у родителей сельских
детей». Программа включает особые формы взаимодействия с семьей.
Например, «Уроки в семейных гнёздах» проводятся на дому членами семьи
для одноклассников сына или дочери. Как пишет Е.Булгакова в статье «Воспитание школьников на
ценностях семьи» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 1 за 2012 год),
несколько раз в год школа «перемещается в сельские усадьбы для
постижения искусства жить, вести хозяйство, общаться с родителями.
Знакомясь с историей семьи, ребята узнают о качествах и навыках,
которые помогают пережить трудные моменты, а также о том, каким образом
создается добрая, уютная атмосфера в доме». И что важно – в таких
уроках есть то содержание, которое ни в одном учебном предмете не
представлено: это «реально видимый, ощутимый образ жизни в
одухотворённом проявлении конкретного семейного рода».